ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

E-25

     Машина, описываемая здесь, имела обозначение Е-25 — приземистый небольшой истребитель танков, по своим обводам похожий на Jagdpanzer 38(t) «Hetzer», на замену которому его и готовили. Также его прочили на замену Jagdpanzer IV, других штурмовых орудий и истребителей танков на базе Pz.Kpfw. III и IV и шасси иных самоходных орудий, состоявших в тот момент на вооружении. Многие из этих машин выполняли схожие роли, но имели большие различия в конструкции и вооружении. Е-25 был призван унифицировать все это разнообразие.

     Вооружаться он должен был 75-мм орудием L/70 (тем же, что устанавливалось на «Panther», Jagdpanzer IV и др.), которое было очень эффективным против любых танков Союзников, существовавших в то время. Конструктивно должна была иметься возможность замены этого орудия новым 7.5cm KwK 44 L/70, разработанным фирмами «Крупп» и «Шкода» для башни Schmallturm, планировавшейся к установки на новом танке «Panther» II. Новое орудие отличалось концентрическим противооткатным механизмом. «Шкода» также работала над созданием автомата заряжания, способного обеспечивать до 40 выстрелов в минуту. К концу войны даже были проведены его испытания. Но, как выяснилось, вся затея оказалась порочной, так как наводчик просто не способен был за такой короткий промежуток времени между выстрелами обеспечить точную наводку орудия на цель. Как альтернативное оружие предполагалось использовать гаубицу 10.5 cm StuH 42.

     Это орудие предполагалось использовать на САУ непосредственной поддержки пехоты. Вспомогательным вооружением должно было служить зенитное орудие калибром 20–30 мм, установленное в полностью вращающейся небольшой башенке. Подвеска предполагала быть наружной, с новым типом установки. Рычаг подвески включал в себя пружину и амортизатор и имел ход на валу, установленном на внешней стороне корпуса. На каждую сторону приходилось по 5 блоков подвески, на каждом из которых устанавливалось по одному большому дорожному колесу. Дорожные колеса перекрывали друг друга по привычной к тому времени для германских танков шахматной схеме. Траки должны были быть 66 см шириной. Такие же траки использовались на «Panther», но в данном случае предусматривался лишь один ряд зубьев, проходивших между перекрывающимися колесами. Дорожные колеса должны были иметь 1000 мм в диаметре и выполняться из упругой стали.

     Практически такие же колеса, но меньшего диаметра (860 мм) использовались на «Panther» G и планировались к использованию на так и не появившейся «Panther» Ausf. F (не путать со стальными дорожными колесами диаметром 800 мм, использовавшимися на «Panther» II или «Tiger» II). Пружины должны были располагаться внутри корпуса блока подвески и иметь центральный гидравлический амортизатор. Каждый блок подвески крепился на боковую и нижнюю часть корпуса посредством болтов, так что, если блок был бы поврежден, то его снятие и установка не представляли бы больших проблем и не требовали для этого специального оборудования. Бронеплиты корпуса должны были иметь рациональные углы наклона, например, верхняя лобовая плита должна была устанавливаться под углом 45° от вертикали. Крыша корпуса должна была крепиться на болтах, а башенка вспомогательного вооружения имела смещение в левую часть корпуса. Изначально планировалось поперечно установить в задней части машины бензиновый двигатель «Аргус» с воздушным охлаждением мощностью 350 л.с., а также 8-скоростную коробку передач и агрегат гидроэлектрического рулевого управления.

     Также рассматривался 400-сильный двигатель «Майбах» водяного охлаждения. Еще имеются упоминания о двигателе «Майбах» HL 230 P30, который устанавливался на «Panther». Но применительно к данной машине, скорее всего, такой двигатель мог трактоваться исключительно как испытательная силовая установка, будучи довольно отработанной и давно выпускающейся моделью двигателя. Наличие 700-сильного двигателя позволило бы Е-25 развивать скорость до 65 км/ч. Вкупе с широкими траками наличие такого двигателя сделало бы Е-25 очень шустрым и маневренным. Но в реальности и двигатель мощностью 350–400 л.с. давал бы такой машине достаточный запас мощности. Но так как чертежи двигательного отсека отсутствуют, тут остается много места для предположений. Благодаря заднему расположению двигателя и трансмиссии, а также за счет внешней системы подвески, Е-25 должен был иметь довольно просторное боевое отделение — гораздо просторнее, чем в «Hetzer». Е-25 по весовой категории должен был занять место между Pz.Kpfw. 38(d) (полностью германская упрощенная и увеличенная версия чешского танка PzKpfw 38(t)) и Е-50. Шасси Pz.Kpfw. IV должны были быть полностью сняты с производства, а САУ на их основе должны были «пересесть» на шасси Pz.Kpfw. 38(d) (которое по размеру и весу составляло две трети от шасси Pz.Kpfw. IV). Если бы Е-25 успел выйти против союзных «Sherman» и «Cromwell», он стал бы практически неуязвимым с их стороны. Также хотелось бы обратить внимание на то, что Е-25 не был проектом лишь на бумаге, несколько его корпусов были готовы к 23 января 1945 года и находились в Катовице, готовые к отправке на испытательный полигон.

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.