ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

E-50

     Из всех многочисленных проектов программы Entwicklung (или просто "Е") на средний танк Е-50 возлагались наибольшие надежды. Этой машине предстояло заменить не только морально устаревшие Pz. IV, но и "Panther", что возлагало на конструкторов особые обязанности. Кстати, за исключением Е-100 этот проект был наиболее близким к реализации, но об этом позже.

     Итак, в 1944 году Германия перешла на суровую экономию ресурсов. Хотя танки выпускались в прежних количествах их броня стала хуже, а по весовым параметрам машины среднего класса стремительно приближались к тяжелым. Помимо этого, низкая надежность ходовой части "пантер" играла на руку противнику. Избавиться от этих недостатков можно было лишь полностью переработав конструкцию шасси. Для работы над новой машиной, получившей обозначение Е-50, Waffenprufamt 6 привлекло две фирмы – Daimler-Benz и MAN. Общее руководством проекта осуществлял генерал Х.Е. Кникамп (H.E. Kniepkamp), который был не только хорошим руководителем, но и талантливым инженером. Достаточно сказать, что к весне 1945 года он Книпкамп запатентовал около 50 собственных изобретений в области гусеничных машин.

     Задание на разработку нового танка в рамках программы "E" выдали в 1944 году фирмам Daimler-Benz и MAN. Времени оставалось мало, поэтому множество элементов конструкции просто переняли от других машин, в первую очередь от "Tiger II”. Чтобы облегчить серийное производство на протяжении всего этапа проектирования проводились работы по унификации проектов Е-50 и более тяжелого Е-75, но довести их до конца не удалось. Но обо всём по порядку. 

     Одним из основных вопросов, который предстояло решить немецким конструкторам, являлась ходовая часть. Шасси с шахматным расположение катков, ранее использованное на "Tiger" и "Panther", имело ряд недостатков сильно влиявших на боеспособность танков. В добавок, с технологической точки зрения подобная схема была далека от оптимальной – отсюда возникла потребность в новом типе ходовой части, более простой и недорогой. Поскольку крупные предприятия с 1943 года часто подвергались бомбардировкам производство стали переносить на мелкие фабрики, где оборудование было не столь мощным. Это внесло дополнительные коррективы в проектные разработки. 

     Надо отдать должное немцам – в 1944 году фирмой MAN была предложена схема подвески, часто именуемая как "тихий блок". Она представляла собой два сдвоенных катка от танка "Tiger II" диаметром 800 мм, соединенный в общий блок. Опорные катки крепились на подпружиненных рычагах и размещались по разные стороны однодгребневого трака, хотя в их конструкции использовались валы одинаковой длины. Наличие специального подшипника-распорки (который мог ставиться как с одной стороны колеса, так и с другой) позволяло менять положение колеса относительно гребня трака. Пружины с внутренним амортизатором собирались из простых шайб Bellevielle и помещались в цилиндры. 

     В полностью собранном виде тележка типа Einheitslaufwerk (стандартизированная подвеска) оказалась намного более технологичной, чем торсионы, и позволяла сделать в днище эвакуационный люк. Сравнительно с серийными "пантерами" число опорных катков на один борт уменьшили до шести. Учитывая это менялся технологический процесс изготовления корпуса, где вместо 16 отверстий для торсионов теперь предстояло сделать всего шесть. Говорить, насколько это упрощало процесс производства, пожалуй излишне. В плане эксплуатационной надежности преимущество также было на стороне Einheitslaufwerk и тем не менее этот тип подвески никогда серийно не выпускался.

     С формой корпуса и бронированием определились в кратчайшие сроки. В основном он заимствовался от "Tiger II", но наклон лобовых бронеплит был увеличен. Таким образом, по габаритным размерам и компоновке Е-50 и "Tiger II" были почти идентичны. В качестве силовой установки было решено использовать модернизированную версию двигателя Maybach HL230, называемую как HL234. Эта модель была оснащена система непосредственного впрыска топлива и на короткое время позволяла повысить мощность с 900 до 1200 л.с. В модернизацию также включалась установка клапанов с натриевым наполнителем, что значительно повышало устойчивость клапанов к высоким температурам. Вместе с тем, расположение топливных баков, радиаторов и вентиляторов было такое же, как и на "Tiger II", что полностью исключало установку узлов трансмиссии в задней части корпуса. Дело в том, что на наиболее часто встречающихся боковых проекциях направляющее колесо, расположенное сзади, принимается за ведущее из-за зубцов. В то же время имеющиеся на данный момент чертежи Е-50 и Е-75 демонстрируют нам использование ведущих колес от танка "Tiger II" с передним расположением. Возможно, один из проектов Е-50 всего лишь предполагал перенос трансмиссии назад.

     Башню для танка Е-50, в целях экономии времени и средств, заимствовали от танка "Panther II", работу по которому прекратили в конце 1944 года в пользу нового проекта Е-серии. Разработкой этой конструкции занимались фирмы Daimler-Benz и Skoda, специалистами которых был предложен значительно удешевленный и более технологичный в производстве вариант башни с возможностью установки 75-мм орудия KwK44. Толщина спрямленного лобового бронелиста была доведена до 120 мм, бортов – до 60 мм. Помимо стандартно отличной оптики на башню "Panther II" планировали установку стереодальномера фирмы Zeiss, приборов ночного видения (Infrarot-Scheinwerfer) и гидростабилизаторов. По документации эта башня проходила под названием Schmalturm. 

     Внешне она сохранила схожесть с серийными изделиями, выделяясь только угловатыми формами и наличием полусферической командирской башенки, как у танка "Tiger II". Помимо верхнего люка был выполнен круглый люк с задней стенке башни, через который загружался боекомплект и демонтировалось орудие. В случае повреждения танка его можно было использовать как аварийный для эвакуации экипажа. Рядом с люком разместили стрелковую амбразуру, через которую можно было вести огонь из пистолетов-пулеметов типа MP-43 или StG-44. Другим средством защиты от пехоты противника были гранатометы Nahverteidigungswaffe, установленные в крыше башни с правой стороны. Конструкция этих гранатометов основывалась на сигнальном пистолете и потому принцип их применения был предельно прост – граната выстреливалась на высоту около 3 метров, где производился её подрыв. В радиусе 20 метров местность усеивалась стальными шариками и шрапнелью, от поражения которыми могла спасти только броня. 

     Предварительные испытания Schmalturm показали, что вместо 75-мм пушки можно установить более мощные 88-мм, поэтому далее приоритет получили работы по орудиям 8.8 cm KwK 43 L/71 и 8.8 cm KwK 44 L/71. Особенностью установки подобных артсистем стал большой вынос орудия, благодаря чему казенная часть размещавшаяся в башне оказалась невелика. Впрочем, небольшие габариты башни Schmalturm повлекли за собой использование новых боеприпасов с укороченной, но увеличенной по диаметру гильзой. По этой же причине весь боекомплект пришлось перенести в корпус. 

     Данные об установке в Schmalturm полуавтоматической системы заряжания вряд ли соответствуют действительности. Если учесть, что разработанная фирмой Skoda система с использованием 4-х зарядных кассет для 75-мм орудия Kwk 44/2 занимала приличное место, то башня Schmalturm была мало пригодна для этой цели. Впрочем, теоретически, хорошо подготовленный экипаж мог поддерживать темп стрельбы до 40 выстрелов в минуту. С другой стороны, для Е-50 детально прорабатывалась система стабилизации вооружения, что позволяло танку вести огонь с ходу, а также облегчало заряжание орудия во время передвижения танка по пересечённой местности.

     К большому сожалению командования Panzerwaffe планы перевооружения фронтовых частей "едиными" танками полностью провалились. Хотя к маю 1945 года были проработаны основные узлы конструкции Е-50 сборка первого прототипа так и не состоялась.

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.