ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

Flakpanzer I

     Одной из первых зенитных самоходных установок стала модификация легкого танка Pz.Kpfw. I, причем работы проводились едва ли не в инициативном порядке. Стимулом к появлению этой машины стала успешное использование во Франции ЗСУ выполненной на базе 1-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.10/4. При имевшихся преимуществах у данной установки был один существенный недостаток – полное отсутствие бронирования. Возможно, что идея установить 20-мм зенитное орудие на танковое шасси появилась тогда же, но из-за наращивания поставок бронетехники для танковых войск её реализация была отложена. Лишь в начале 1940 года Отдел артиллерийско-технического снабжения сухопутных войск (Heerswaffenamt / Wa.Pruf 6) подготовил соответствующее распоряжение, согласно которому орудие с круговым сектором обстрела надлежало устанавливать на танки Pz.Kpfw. I Ausf. A. Выбор явно устаревшей ходовой части можно объяснить лишь тем, что для "единичек" активно искались другие формы использования.

     Задание на разработку было направлено фирмам Alkett (Berlin-Tegel) и Daimler-Benz (Berlin-Marienfelde), однако другие источники утверждают, что переделка осуществлялась на фирме Stoewer в Штеттине. Не исключено, что Stoewer производила лишь окончательную сборку поставляемых деталей. 

     Шасси для ЗСУ поступили из состава 1-й роты 610-го транспортного батальона (Minitiontransportabteilung 610) где "единички" использовались как транспортеры боеприпасов. На месте демонтированной башни устанавливалась 20-мм автоматическая пушка FlaK 38, обладавшей боевой скорострельностью 220 выстрелов в минуту и позволявшей эффективно поражать низколетящие самолёты. Вертикальные углы наведения находились в пределах от -10° до +87°. 

     Впрочем, выбранное шасси мало подходило для удобной работы зенитных расчетов, а чтобы обеспечить пушке оптимальный центр тяжести, лобовая броня была перемещена вперед на 18-20 см. Так, для действий по наземным целям требовалось 5 человек, а для зенитной стрельбы – 8 человек. В целях компенсации были введены откидные металличестие борта, но общее положение они практически не спасали. Но самое главное – зенитная установка защищалась лишь лобовым бронещитом. Пожалуй, единственным преимуществом была возможность демонтажа 20-мм зенитки и установки её на буксируемую платформу. Эти процессы занимали 4 и 6 минут соответственно. Поскольку места для боекомплекта практически не оставалось (карабины Mauser 98K и часть снарядов перевозилась внутри корпуса за сиденьем водителя) для самоходки пришлось разработать специальный прицеп Sd.Ah.51 (Sonderanhänger 51) и сцепное устройство. Помимо боезапаса в деревянных ящиках также перевозились личные вещи экипажа. Связь между машинами осуществлялась с помощью сигналов, подаваемых флажками, так как радиооборудование было демонтировано.

     В таком виде ЗСУ под обозначением 2cm Flak 38 auf Pz.Kpfw. I Ausf. A (Flakpanzer I) была принята к серийному производству. Конечно же, характеристики этой машины были весьма далеки от идеала, однако для вермахт требовал скорейших поставок зенитных самоходок и был согласен даже на такой "суррогат". В общей сложности было собрано 24 ЗСУ поступившие затем на вооружение 614-го моторизованного зенитного батальона сухопутных войск (Fla.-Bataillon 614) сформированого в Апьтварпе (Altwarp). В процессе поступления материальной части проводилась активная велась теоретическая и практическая подготовка личного состава, прибывшего из запасных зенитных частей, что позволило к вторжению в СССР получить хорошо обученные экипажи. Вместе с тем, Fla.-Bataillon 614 оснащался разнородным автомобильным парком, собранным из реквизированных немецких и трофейных французских и английских машин, что создавало определенные проблемы с их эксплуатацией. 

     На фронт Flakpanzer I отправились далеко не сразу. Лишь в конце августа 1941 года батальон железнодорожным транспортом проследовал по маршруту Берлин – Дрезден – Будапешт - Прага, откуда затем был отправлен в Румынию в район Ясс. Поскольку линия фронта к тому времени значительно сместилась на Восток экипажам ЗСУ пришлось своим ходом пройти ещё 600 км, и в итоге им была поручена задача по охране мостов через Днепр. После недолгого пребывания в тылу батальон был всё же отправлен на передовую, где ЗСУ проявили себя как эффективное оружие не только против воздушных целей. В ряде случаев Flakpanzer I приходилось взаимодействовать с пехотой, подавляя огнем автоматической пушки долговременные огневые точки.

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.