ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

Grille

     Sturmpanzer 38(t), официально Geschützwagen 38(t) für sIG 33/2 (Sf) или 15cm sIG 33/2 auf Panzerkampfwagen 38(t), также Grille (нем. Гриле, переводится как сверчок) — немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц периода Второй мировой войны, лёгкая по массе. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz. 138/1. Эта боевая машина была создана в 1942 году на базе устаревшего лёгкого танка Panzerkampfwagen 38(t) фирмой BMM в Праге. Стимулом для появления этой САУ стала потребность Вермахта в мобильной полевой артиллерии.

     Изначально предполагалось использовать для ходовой части САУ модифицированное шасси лёгкого танка Panzerkampfwagen 38(t) модификации M с расположением силовой установки в середине корпуса. Однако оно было ещё не готово и первая партия из 91 машины, включая прототип, была изготовлена на базе Panzerkampfwagen 38(t) Ausf. H с задним расположением моторного отделения. С танка демонтировалась башня и вместо неё устанавливалась неподвижная рубка со 150-мм тяжёлым пехотным орудием sIG 33. Выпуск этой модификации продолжался с февраля по апрель 1943 года. 

САУ "Grille" на шасси Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. H

 

     С апреля 1943 года шасси со средним расположением мотора было отработано и начался выпуск САУ варианта M с задним расположением боевого отделения, более удобным для обслуживания орудия и подачи боеприпасов с грунта. С апреля по июнь 1943 года и с октября 1943 по сентябрь 1944 года BMM построила 282 Grille и 120 бронированных подвозчиков боеприпасов к ним. Последние по сути были теми же САУ без вооружения, с заделанной броневым листом орудийной амбразурой в рубке. При необходимости прямо в полевых условиях пехотное орудие sIG 33/2 можно было установить на подвозчик боеприпасов, превратив его в полноценную САУ.

САУ "Grille" на шасси Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. M

 

     Корпус состоял из стальных тавровых профилей, к которым сваркой и заклепкой крепились бронелисты. Бронелисты прокатанные цементированные, (гетерогенные). Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 15, бортовой — 15, кормы −12, днища — 10 мм. Борта рубки образованы слегка наклоненными внутрь трапециевидными бронелистами, над моторным отделением монтировались ещё два трапециевидных бронелиста. В кормовой части открытой сверху рубки имелась двустворчатая бронированная дверца. Экипаж САУ из четырёх человек получил круговую защиту от огня стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. В непогоду рубка сверху затягивалась брезентом, брезент крепился к металлическим дугам и бортам рубки. Как и на истребителях танков, ствол пушки САУ крепился в походном положении Н-образным опорой-фиксатором, а казенник — хомутом.

     Масса САУ, получившей обозначение «15cm sIG 33 (Sfl.) auf Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. H» или более короткое — Sd.Kfz. 138/1, не превышала 10 800 кг. Величина вполне сравнимая с массой истребителя танков. Проходимость установки была удовлетворительной.

     На танке использовался двигатель «Прага» ЕРА, шестицилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения мощностью 125 л с. при 2200 об/мин. Танк оснащался шестискоростной планетарной коробкой передач (пять скоростей вперёд и одна — назад) и многодисковым главным фрикционом сухого трения. Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения, цевочного зацепления. Ленивцы располагались сзади. В каждую гусеницу входили 93 одногребниевых трака шириной 293 мм.

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.