ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

Grosstraktor

     Grosstraktor - серия немецких прототипов среднего танка времён Веймарской республики и начального этапа становления Третьего рейха. По сути, это три разные машины, произведенные по два экземпляра на заводах фирм «Рейнметалл-Борзиг», «Крупп» и «Даймлер-Бенц». Прототипы последнего строились дольше других, однако им было присвоено условное название Grosstraktor I, прототипам же «Рейнметалл-Борзиг» и «Крупп» — Grosstraktor II и Grosstraktor III соответственно. Тем не менее, все три разновидности машин были очень похожи между собой, поэтому в историю они вошли под общим названием.

     Учитывая опыт Первой мировой войны, немецкое командование понимало необходимость создания собственных бронетанковых сил, однако по условиям Версальского договора, создавать таковые было запрещено. К середине 20-х годов бюро по вооружению Сухопутных войск разработало секретные требования к тяжелому танку массой 20 т. В 1925 году Rheinmetall-Borsig, Krupp и Daimler Benz получили задание разработать тяжёлые танки, под кодовым названием «Armeewagen 20», что в переводе с немецкого означает буквально «армейская повозка образца 1920 года». Затем название изменили на Grosstraktor, что означает «большой трактор». Тем самым немцы завуалировали создание боевых машин под трактора, предназначенные для нужд сельского хозяйства.

     В качестве предъявляемых требований значилось:
-масса 15 тонн,
-длина танка — около 6 метров,
-высота 2,40 метра,
-скорость 40 км/ч,
-удельное давление на грунт — порядка 0,5 кг/кв.см,
-размещение одной 75-мм пушки KwK L/24 в главной башне и 2-4 пулеметов в малой  башне, в корпусе и спаренный с пушкой,
-преодолеваемая стена высотой до 1 метра,
-преодолеваемый ров до 30°,
-преодолеваемый брод глубиной 0,8 метра.

     Каждой из фирм-участниц проекта предстояло построить по 2 прототипа из мягкой неброневой стали с толщиной металлических листов 6-14 мм. Примечательно, что армейское командование сразу рассчитывало внедрить принцип взаимозаменяемости основных узлов тяжелых танков, что повлияло на их внешний вид и конструктивные элементы. Все машины предполагалось собирать на заводах «Рейнметалл-Борзиг». Компоновка «больших тракторов» была очень похожа на английские танки времён Первой мировой — опоясывающие гусеницы и ромбовидный силуэт машины. Экипаж составлял 6 человек. Вооружением служила короткоствольная пушка KwK L/24 и три пулемёта, один из которых был установлен в одноместной башенке в кормовой части машины. 

     Боевая масса машин также была разной: самым тяжёлым «трактором» оказался образец «Даймлер-Бенц», чей вес перевалил за 19 тонн, крупповский образец имел боевую массу в 16 тонн, а прототип фирмы «Рейнметалл-Борзиг» — 15 тонн.

     Так как производство и использование боевых машин в Германии того периода было запрещено Версальским договором, все шесть машин тайно были переправлены для испытаний под Казань. Однако полноценные испытания танков провести не удалось ввиду отсутствия вооружения на двух машинах и использования небронированной стали. Неудовлетворительными оказались и ходовые испытания: машины «Даймлер-Бенц» и «Крупп» были сняты с них из-за постоянных поломок в трансмиссии и ходовой части. При этом прототипы «Даймлер-Бенц» «на двоих» смогли проехать лишь 66 километров. Лучше всех показали себя танки «Рейнметалл», проехав в общей сложности более 1200 километров. При этом практически у всех машин регулярно скидывало гусеницы (все машины были с задним расположением ведущего колеса), в связи с чем были установлены гусеничные ленты другой конструкции. В связи с этим, немецкой миссией были сделаны выводы, что более надёжным будет расположение ведущего колеса спереди, что и было реализовано впоследствии практически на всех машинах времён Второй мировой войны. Из положительных моментов следует отметить, что на ровной дороге танки развивали скорость до 44 км/ч, а вооружение на тот момент вполне соответствовал современным требованиям.

     После свертывания советско-германского сотрудничества в военной сфере танки были отправлены в Германию. В 1934 г. Одна машина «Grosstraktor I» была доставлена в 1-й танковый полк и установлена на постамент при штабе в Эрфурте, вторая машина с той же целью в была отправлена 5-й танковый полк в Вюнсдорфе. Прототипы танков фирм «Крупп» и «Рейнметалл-Борзиг» ещё около года продолжали эксплуатировать в качестве учебных, а в августе 1935 года их задействовали в широкомасштабных маневрах немецкой армии в составе 1-го танковой дивизии, где также использовались первые легкие танки Pz.Kpfw. I. Спустя несколько месяцев «гросстаркторы» передали в танковую школу в Пултосе, но уже в 1937 году по одному танку обеих фирм также установили как памятники у казарм 5-го танкового полка. Остальные две машины закончили свою карьеру в качестве наглядных пособий и во время войны были разобраны на металл.

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.