ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

 «Jagdpanther»

     3 августа 1942 года управление вооружений вермахта приняло решение использовать базу танка «Пантера», для недавно созданного мощного 88-мм противотанкового орудия Pak 43/3 L/71. Первоначально реализация этого проекта была поручена фирме «Крупп», которая в то время уже работала над размещением 88-мм орудия на шасси танка Pz.Kpfw. IV. Изготовитель «Пантер» фирма MAN сообщила о том, что первые шасси нового танка будут отгружены не ранее января 1943 года. Поэтому осенью работы шли с использованием макетов в натуральную величину и в масштабе 1:10. Крупп определил, что шасси «Пантеры» требуют определённой доработки, чтобы нести мощное орудие, в сочетании с хорошей броневой защитой, и объявил, что подготовительные работы будут закончены к январю 1943 года. 10 ноября 1942 года была сделана деревянная модель.

     15 октября 1942 года на заседании Рейхсминистерства военной экономики и промышленности, под влиянием А. Шпеера было принято решение о передаче дальнейшей разработки фирме «Даймлер-Бенц», так как изначально сборка нового САУ планировалась на предприятиях этой фирмы. Работы фирмы «Крупп» над истребителем танков завершились демонстрацией макета новой САУ «Ягдпантеры», которая мало походила на окончательный вариант, представителю департамента вооружений 16 ноября 1942 года.

     5 января 1943 года на заседании технической комиссии фирмы «Даймлер-Бенц» был определён ряд технических требований к будущему образцу (тогда он назывался 8,8 cm Sturmgeschütz), в том числе: толщина лобовой брони 100 мм — верх и 60 мм — низ, с наклоном 60 градусов, толщина верхней, задней и боковой брони 30 мм с таким же наклоном. Амбразура орудия должна быть выполнена из брони повышенного качества и крепиться к корпусу на болтах, что должно было обеспечивать быстрый демонтаж орудия. Узлы трансмиссии и коробки передач должны были при замене извлекаться через амбразуру орудия. Место механика-водителя предполагалось оснастить двумя перископами, объективы которых защищали вкладки из бронестекла. В бортах боевой рубки предусматривались бойницы для ведения огня из личного оружия экипажа изнутри боевого отделения.

     Департамент вооружений определил, что фирма «Даймлер-Бенц» целиком сосредоточится на выпуске «Пантер», а дальнейшее производство «Ягдпантеры» было передано предприятию M.I.A.G. (Muhlenbau-Industrie AG) в Брауншвейге, ввиду нехватки на «Даймлер-Бенц» производственных площадей. К середине 1943 года были произведены первые корпуса, а в декабре 1943 года был сделан первый опытный образец. Конструкция прототипа подразумевала унификацию «Ягдпантеры», с проектируемым тогда танком "Panther" II.

     4 мая 1943 года министерством вооружений было принято решение о временном замораживании проекта "Panther" II, и разработчики «Ягдпантеры» были вынуждены сделать ряд изменений в уже имеющейся конструкции с целью унификации узлов будущей САУ с имеющимся танком «Пантера». Была уменьшена толщина брони с целью понижения общего веса машины и оставлена ходовая часть от «Пантеры». Экипаж был уменьшен до 5 человек.

     В середине 1943 года на фирме «Даймлер-Бенц» построили полномасштабную модель «Ягдпантеры», которую отправили на M.I.A.G. для создания шаблонов и лекал. 20 октября 1943 года модель вместе с другими образцами бронетехники продемонстрировали фюреру на полигоне Арисе (Ожише). В октябре 1943 года, ещё до начала выпуска, истребитель танков был модернизирован. Причиной стал опыт, полученный в ходе летних боёв в битве на Курской дуге. Выявилась необходимость защиты машины от пехоты противника. С этой целью справа от пушки была смонтирована шаровая установка для пулемёта. До того огонь предполагалось вести через бойницу в лобовой броне, как у Pz.Kpfw. V Ausf. D. В феврале 1944 года началось серийное производство САУ, получившей официальное название Sd.Kfz. 173 Panzerjäger V Jagdpanther. Основное количество «Ягдпантер» производилось на базе танка Pz.Kpfw. V "Panther" Ausf. G.

     Первая САУ была выпущена на заводе M.I.A.G. в октябре 1943 года. Начиная с 29 ноября 1944, САУ получила своё известное имя «Ягдпантера», вместо Panzerjäger 8,8 cm auf "Panther" I.

    Серийный выпуск «Ягдпантер» наладили на заводе M.I.A.G. в Брауншвейге. Первые «Ягдпантеры» едва ли можно назвать серийными, так как месячный выпуск составил всего несколько машин. В марте 1944 года выпустили всего 8 машин. Производство отставало от графика в 2—3 раза. В результате июньского налёта союзников завод серьёзно пострадал и выпустил в тот месяц всего 6 «Ягдпантер». В октябре завод M.I.A.G. подвергся новой атаке с воздуха, следствием чего октябрьский выпуск составил всего 8 «Ягдпантер». Все это заставило Waffen Amt привлечь к выпуску «Ягдпантер» новых производителей. Выбор был сделан в пользу фирмы MNH (Maschinenfabrik Niedersachsen) из Ганновера, которая к тому времени участвовала в выпуске «Пантер». Фирма MNH выпустила в ноябре 1944 года 20 «Ягдпантер» и ещё 14 в декабре. К выпуску также привлекли завод MBA (Maschinenfabrik Bahnbedarf) в Потсдаме. Первые «Ягдпантеры» в MBA выпустили в декабре 1944 года. Сам MBA «Пантеры» не выпускал, но был субподрядчиком фирмы «Даймлер-Бенц».

     В январе 1945 месячный выпуск составил M.I.A.G. — 35 машин, MNH — 35 машин, MBA — 2 машины.

     Несмотря на бомбардировки и нехватку рабочих рук, Департамент вооружений планировал увеличить выпуск «Ягдпантер» — в феврале планировалось выпустить 70 машин (на деле выпустили только 42 машины), а к июню 1945 года довести месячный выпуск до 100 машин.

     Главным поставщиком «Ягдпантер» должен был стать завод M.I.A.G. — 60 машин ежемесячно, а MNH и MBA — по 20 машин.Пушки изготавливали заводы фирмы Dortmund-Hoerder-Huettenverein AG в Либштадте и Дортмунде. Корпуса собирала фирма Brandenburger Eisenwerke GmbH из Бранденбурга.

      В течение всего процесса производства, в конструкцию «Ягдпантеры» вносились следующие изменения: были убраны пистолетные порты; добавлен гранатомёт Nahverteidigungswaffe для ближнего боя, установленный на крыше; удалён левый перископ водителя; добавлены кронштейны на люке, обеспечивающем доступ к двигателю; перенесён на другое место домкрат; добавлены трубы охлаждения двигателя; ствол орудия стал состоять из двух частей, что упрощало процедуру его замены; добавлен циммерит; усилена амбразура крепления орудия; добавлена бронированная защита выхлопных труб; перенос ящика крепления ЗИП с борта на заднюю часть рубки.

     «Ягдпантера» серийно выпускалась в трех модификациях, отличавшихся следующими особенностями:

     - Первая модификация (ранняя G1) — это ранние машины, выпускавшиеся с января по сентябрь 1944 года, имевшие моноблочный ствол орудия Pak 43/2, маску, крепившуюся к лобовой броне болтами изнутри, заваренное окно левого перископа механика водителя (два перископа были лишь на опытных машинах), задние широкие решетки воздухопритока и циммеритное покрытие в виде характерных MIAGовских "квадратиков". Также машины данной модификации характеризовались отсутствием шнорхеля (надмоторная плита была либо вовсе без отверстия под шнорхель, либо отверстие было закрыто заглушкой), креплением кормовых ящиков на крюках и рамкой для крепления шанцевого инструмента по левому борту с задранным правым углом (поскольку в надгусеничных полках MIAG не было отверстия под лопату).

«Jagdpanther» ранней  модификации  G1


     - Вторая модификация (поздняя G1) отличалась пушкой Pak 43/3 с составным стволом, новой маской пушки, отказом от циммеритного покрытия, тепловыми экранами вокруг выхлопных труб, новыми ленивцами, ступенчатой амбразурой шаровой пулеметной установки и прочими мелкими изменениями.

«Jagdpanther» поздней  модификации  G1


     - На третьей модификации (G2) в очередной раз изменилась маска пушки, машина поучила надмоторную бронеплиту от танка Sd. Kfz. 171 "Panther" G. Шанцевый инструмент и тубус банника были перенесены на корму. Также имел место ряд других мелких отличий.

     Бронекорпуса для "Ягдпантер" производились единственным заводом Brandenburger Eisenwerke. Серийные номера корпусов были такими же, как и серийные номера "Ягдпантер". Самый последний серийный номер корпуса известный на сегодня - 300795. Что говорит о том, что даже половина из них не была достроена в законченную "Ягдпантеру". Вооружением ПТ-САУ являлось мощное 88 мм орудие Pak. 43 L/71. «Ягдпантера» оснащалась 12-цилиндровым бензиновым двигателем Maybach HL 230 P30 мощностью 700 л. с. при 3000 об/мин. Ходовая часть заимствована у базового танка Pz.Kpfw. V Ausf. G. Ширина гусеницы составляла 660 мм. 

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.