ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

Jagdpanzer IV

     Успех штурмовых орудий StuG III придал немецким САУ новый импульс дальнейшего развития. Вермахт испытывал потребность в хорошо защищенных истребителях танков, обладающих низким силуэтом. Неуклонный рост количества и качества танков, применяемых союзниками, требовал все больших усилий и все более эффективных средств для борьбы с ними. По сути, именно JagdPanzer IV первым перестал именоваться штурмовым орудием, перейдя в класс истребителей танков.

     Первоначально Jagd.Pz. IV по своему вооружению был идентичен последним модификациям основного танка вермахта Pz. IV. Но к середине 1944 года 75-мм орудие с длиной ствола в 48 калибров себя почти полностью исчерпало, поэтому логичным был шаг по вооружению нового истребителя танков длинноствольным 75-мм орудием, которое устанавливалось на танки «Пантера». Первые версии истребителя танков начали поступать в части зимой-весной 1944 года, они обозначались Jagd.Pz. IV/48. Следующая модификация, которая встала на конвейер в августе 1944 года и получила новое 75-мм орудие с длиной ствола 70 калибров, обозначалось как Jagd.Pz. IV/70(V). Буква V обозначала принадлежность истребителей танков к фирме производителю «Фомаг» (в нем. транскрипции Vomag). Наряду с этой существовала модель САУ, которая была разработана фирмой «Алькетт», такая САУ обозначалась как Jagd.Pz. IV/70(А). 

     САУ в «алькеттовском» варианте отличалась боевой рубкой. У модели, производимой на «Фомаге», рубка была органичной частью бронекорпуса, в то время как на «Алькетт» она была надстройкой над стандартным шасси танка Pz. IV. Из-за этого «алькеттовские» САУ имели чуть большую высоту и большую массу (примерно на 1,5 тонны), что не самым лучшим образом сказывалось на эксплуатационных и боевых качествах самоходки.

     В целом у немецких конструкторов получилась довольно удачная машина, обладающая очень низким силуэтом – 1850 мм (меньше, чем у Хетцера), что позволяло ей длительное время оставаться незаметной на поле боя. Столь низкая высота объясняется, в том числе, отсутствием командирской башенки и пулеметной установки на крыше рубки. Орудие устанавливалось в шаровидной маске, что позволило конструкторам отказаться от сложного механизма наводки. Лобовая броня рубки была достаточно серьезной. 80-мм бронеплита располагалась под углом в 45 градусов, что обеспечивало экипажу защиту при попадании в САУ 76-мм снарядов советских и американских пушек. 

     Довольно интересно был решен вопрос со вспомогательным вооружением. По обе стороны от орудия были сделаны 2 бойницы. Через правую бойницу можно было вести огонь, используя 7,92-мм пулемет МG 42, а через левую экипаж мог стрелять из штатной штурмовой винтовки МР 44 или пистолета-пулемета МР 40.

     Истребитель танков во многом был унифицирован с танком Рz.Крfw. IV от которого без особых изменений он унаследовал корпус, трансмиссию, двигатель, ходовую часть и электрооборудование. При этом изменилось расположение топливных баков, если у танка баки располагались под поликом боевого отделения, то у Jagdpanzer IV они располагались под орудием и на месте стрелка-радиста. Дополнительный бак был расположен на месте двухтактного двигателя DKW, который на танке отвечал за вращение башни. Также изменения претерпела схема вентиляции боевой рубки и тормозов, которые теперь обдувались потоком из двигательного отделения. Коснулись изменения и эвакуационного люка, который был перемещен под сиденье наводчика.

     Истребитель танков Jagdpanzer IV обладал стандартной компоновкой. В передней части корпуса машины, слева от коробки переключения передач, размещалось место механика-водителя. Еще 2 члена экипажа САУ размещались с левого борта рубки: впереди было место наводчика, за ним командира самоходки. Сиденье командира САУ размещалось под круглым люком в крыше рубки. Заряжающий располагался в дальнем правом углу боевого отделения, сверху над ним располагался второй люк. 

     Корпус и рубка самоходки сварные изготовлены из прокатанных гетерогенных бронеплит. Толщина брони на разных участках колеблется от 10 до 80 мм. Под сиденьем наводчика орудия размещен эвакуационный люк диаметром 440 мм. Бронеплиты соединялись между собой и каркасом корпуса при помощи сварки, корпус собирался из стальных профилей. Верхняя лобовая деталь имела 80-мм толщину и угол наклона в 45 градусов, нижняя лобовая деталь была толщиной 50 мм. и располагалась под углом в 55 градусов. Бортовое бронирование рубки доходило до 40 мм, при этом бронелисты были установлены под углом в 30 градусов. 

     На истребитель танков Jagd.Pz. IV ставился четырехтактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM. Максимальная мощность двигателя – 300 л.с. при 3 000 об/мин. при 2 600 об/мин. двигатель выдавал 265 л.с. Удельная мощность составляла 12,5 л.с./т. Все самоходки оборудовались системой перелива разогретого антифриза от работающей машины в запускаемую, что упрощало пуск двигателя на морозе. Двигатель работал в связке с планетарной коробкой передач ZF Aphon SSG76, которая имела 6 передач переднего хода и 1 заднего.

     Циркуляция воздуха в двигательном отсеке осуществлялась при помощи 2-х вентиляторов типа Zyklon, каждый из которых имел по 2 воздушных фильтра. Вентиляторы находились прямо над двигателем в правой стороне моторного отделения. Мощность для работы они отбирали у двигателя. Два вентиляционных отверстия находились на надмоторной плите, данные отверстия на машинах поздних выпусков прикрывались специальными бронированными жалюзи. 

    САУ Jagd.Pz. IV оснащалась тремя топливными баками общей емкостью в 470 литров. Подача топлива к двигателю осуществлялась при помощи двух бензонасосов Solex, также экипаж мог осуществлять подачу топлива, используя аварийный ручной насос. Все 3 топливных бака имели общую горловину, а переключатель между ними находился на приборном щитке на месте механика водителя. При движении по шоссе расход топлива составлял 220 л. на 100 км, при движении по пересеченной местности САУ потребляла 360 л. на 100 км. 

     Ходовая часть у Jagdpanzer IV включала в себя 8 опорных катков малого диаметра, которые были собраны попарно в подрессоренные тележки. Верхняя часть гусениц опиралась на 4 опорных катка (поздние машины в целях экономии имели по 3 катка). Ведущее колесо находилось в передней части машины, в то время как механизм натяжения гусениц и направляющее колесо располагались в корме САУ. 

     Стандартное радиооборудование САУ включало в себя приемопередатчик FuG 5 мощностью 10 Вт., работающий в диапазоне 27,2-33,3 МГц. Дальность работы радиостанции составляла 6,4 км. в режиме телефона и 9,4 км. в режиме ключа. Радиостанция устанавливалась на специальной антивибрационной стойке с правого борта возле места заряжающего. Штыревая антенна общей длиной 2 м. выводилась на левый борт САУ. Помимо этого каждая машина оснащалась комплектом сигнальных флажков и ракетницей, которая хранилась рядом с местом командира.

     С января 1943 по март 1945 года было выпущено примерно 2000 таких машин, сначала компанией Vomag, а позже - Nibelungenwerke. Jagdpanzer IV использовался в различных танковых частях, и в основном, восполнял недостаток танков. Такая практика была порочна, но тяжёлое положение на фронтах и катастрофическая нехватка танков вынуждали так поступать.

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.