ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

Leichter Kampfwagen III

     Немецкий танк первой мировой войны A7V имел свои плюсы и минусы, но для командования его конструкция была неудовлетворительной. Впрочем, требования к танкам готово был пересмотреть и Военное министерство, что вызвало в 1918 году появление новых проектов - легких боевых машин и тяжелых штурмовых танков. Например, 23.06.1918 года фирмой "Krupp" был представлен проект "малого штурмового танка", вооруженного пулеметом и 57-мм пушкой, который уступал в проходимости танкам LK-I и LK-II (в тот период только разрабатывался), и потому был отклонен. Более перспективный проект легкого танка появился перед окончанием первой мировой войны. Ведь конструкция танков LK (Leichter Kampfwagen) явилась своего рода компромиссом между желанием создать эффективный боевой танк и необходимостью максимально использовать уже имеющиеся шасси автомобилей.

      Осенью 1918 года, буквально за несколько месяцев до конца 1-й Мировой войны, коллектив инженеров под руководством конструктора Йозефа Фолльмера представил проект новой боевой машины, конструкция которой основывалась шасси на недавно построенного LK-II. Причем проектирование машины, получившей обозначение LK-III, началось еще до окончания постройки легкого танка LK-II. Главным образом, значительно переработке подвергся корпус танка. На LK-II боевое отделение располагалось сзади, за моторно-трансмиссионным отсеком, что положительно сказывалось на защищенности экипажа, но отрицательно – на обзор вперёд. Устранить этот недостаток можно было только полностью переделав компоновку танка.

     На новой машине, двигатель был перенёсен в кормовую часть корпуса. Боевой отсек и отделение управления, соответственно, расположили спереди. Место водителя находилось перед местом командира танка и имело небольшую надстройку с тремя смотровыми щелями. Командир и заряжающий располагались в бронированной рубке сзади и чуть выше. Для посадки и высадки из танка служили двери в бортах рубки. 

     Ходовая часть LK-III полностью заимствовалась от
LK-II. Она крепилась между двумя параллельными стенками, а к раме с каждого борта монтировались пять тележек по четыре опорных катка и ещё одна тележка крепилась спереди и выполняла функцию упорной. Направляющее колесо располагалось в носовой части и было снабжено винтовым механизмом натяжения гусениц. Ведущее колесо, соответственно, устанавливалось сзади и имело зубовый тип зацепления. Поддерживающие ролики отсутствовали, а подвеска опорных тележек была блокированная, на винтовых пружинах, так что на особую плавность хода рассчитывать не приходилось. Траки также планировали использовать стандартные, крупнозвенчатые, шагом 140 мм и шириной 250 мм. Количество траков в одной цепи - 74 штуки. 

     Ходовая часть полностью прикрывалась бортовыми экранами с толщиной брони 8 мм. По обоим бортам имелись овальные вырезы для сброса с верхней ветви гусеничных цепей грязи. 

      По всей видимости, при производстве LK-III также планировали использовать автомобильные агрегаты, так что марка двигателя могла быть любой. Точно можно сказать, что тип двигателя относился к бензиновому, а его мощность могла варьироваться в пределах 50-60 л.с. Двигатель должен был крепиться в трех точках на приливах картера коробки передач или особой раме и помещался над трансмиссией и коробкой передач. Радиатор с вентилятором устанавливался вертикально впереди двигателя на той же раме. Следовательно, была обеспечена жесткая связь (при любых колебаниях и изгибах шасси) двигателя с трубопроводами радиатора. Вал главного сцепления соединялся с ведущим валом зубчатой или цепной передачей, укрытой в переднем вертикальном приливе картера коробки передач. Удлиненный конец вала сцепления соединялся с, выведенной в боевое отделение, пусковой рукояткой. В состав трансмиссии танка входили: главный фрикцион, 4-скоростная КПП автомобильного типа, продольный вал с коническими шестернями, дисковые сцепления и ленточные тормоза. 

     Вооружение LK-III могло состоять из 57-мм пушки или 20-мм автоматического орудия Беккера (Becker Flieger Kanone) и располагаться во вращающейся башне. Впрочем, нельзя отвергать и возможное наличие пулеметного варианта. 

     Заказ на постройку серии сразу из 1000 танков варианта LK-III был получен в октябре 1918 года, но выполнить его хотя бы в частичном объёме, разумеется, не удалось. Не был даже построен прототип танка. После завершения войны проект дальнейшего развития не получил, поскольку более надежным путем посчитали модернизацию танка
LK-II, который в 1919-1921 гг. выпускался серийно и поставлялся на экспорт.

     В заключение можно сказать, что французский легкий танк "Рено" FT-17 появился на один год раньше и легко заметить, что германский LK-III строился по той же компоновочной схеме, которая позже стала называться "классической". В первой мировой войне германские войска встретились с танками "Рено" FT в мае 1918 года и проектирование танка LK-III явно велось под их влиянием, хотя Р. Крюгер говорил: "В Германии неприятельские формы  малых танков были совершенно неизвестны". 

     Но все же германские конструкторы успели оценить преимущества классической компоновки и смогли быстро в нее "вписать" уже разработанную машину. Также планировалось установить на танк LK-III радиостанцию, но дело так и не дошло до изготовления натурного образца.

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.