ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

"Marder" I

 

     Самоходно-артиллерийские установки "Мардер" I (Sd.Kfz.135) появились вследствие адаптации шасси французских танков и гусеничных тягачей под монтаж артиллерийских систем. Противотанковые орудия 7,5 cm РаК 40 ставились на шасси танков FSM-36 и "Гочкисс" Н-38, а так же на базе тягачей "Лоррэйн" 37L, захваченных немцами во Франции в 1940 году.

     Самоходно-артиллерийские установки "Мардер" I составляли основу самоходной противотанковой артиллерии германских пехотных и танковых дивизий в 1942 - 1945 г.г. Эти машины использовались в боях до самых последних часов и минут войны в Европе.

     В июне 1942 года началось серийное производство 75-мм противотанковых пушек РаК40, однако поначалу в этих орудиях ощущался очень сильный дефицит. В ходе кампании 1940 года на Западе немцы захватили внушительное количество французских гусеничных тягачей "Лоррейн" 37L, изготовленных кампанией "Ets.De Dietrich Companie" из Люневилля. Тягач был разработан в 1937 году в виде военного транспортера VBCP. Испытания прототипа начались в апреле 1937 года.

"Marder" I на базе тягача Lorraine 37L 


     Машина получилось очень тяжелой (4000 кг против заданных 2600 кг), но ее все равно приняли на вооружение французской армии. Трансмиссия на тягаче была расположена в передней части, далее - отделение управления на двух человек, в центральной части корпуса - карбюраторный двигатель внутреннего сгорания, за моторным отделением -транспортно-грузовое, предназначенное для перевозки людей и грузов. Тягач получился совсем неплохим с точки зрения проходимости вне дорог. На машине стоял 6-цилиндровый мотор "Delahaye" 135 (103ТТ) мощностью 70 л.с.  Надстройку самоходной установки разработали специалисты из "Baukommando" "Becker" в кооперации с маститыми разработчиками самоходок с берлинской фирмы "Алкетт". Модернизация шлеппера "Лоррэйн" выполнялась силами "Баукоммандо" "Беккер" в мастерских Парижа и Крифельда.

"Marder" I на базе французского танка FSM-36



     В 1940 году во французской армии не оказалось мобильных противотанковых установок. Моторизованные 25-мм и 47-мм противотанковые пушки особой эффективностью не отличались. Требовалось новое самоходное средство борьбы с танками. Одним из ответов на возникший вызов стала модернизация машины VBCP-39L в носитель гиростабилизированной 47-мм противотанковой пушки "Puteaux" 37/39. Немцы захватили прототип этой машины, который получил обозначение 4,7 cm РаК 181 (f) oder 183(f) auf "Panzerjager" LrS (f). Немцы дополнили французскую пушку на французском шасси небольшим бронещитком прямоугольной формы. Машина проходила испытания в "33 Beute Jagdpanzer Ersatz und Ausbildung Abteilung".

     25 мая 1942 года поступил заказ на изготовление партии из 170 САУ, вооруженных 75-мм противотанковыми пушками РаК 40,1 с длиной ствола 46 калибров. Возимый боекомплект к пушке был определен в 40 снарядов.

     Помимо пушки, самоходку требовалось вооружить пулеметом калибра 7,92-мм, способного вести стрельбу по воздушным целям. Так как противотанковых орудий калибра 75-мм не хватало, то на часть самоходок пришлось поставить противотанковые орудия РаК 38 L/60 калибра 50-мм. Орудие монтировалось в открытой сверху боевой рубке с толщиной бронестенок от 5-мм до 12-мм.

"Marder" I на базе французского танка Hotchkiss H35



     Заказанная партия САУ была изготовлена в июле (104 самоходки) и в августе (66 машин) 1942 года. Первые построенные самоходки данного типа были немедленно направлены на Восточный фронт, однако большинство противотанковых САУ "Мардер" I распределили по частям вермахта, дислоцированным в оккупированной Франции, что отражало концепцию размещать трофейную технику или машины, созданные на базе трофейной технике, в стране-производителе этой техники. Так упрощалась эксплуатация подобных машин, упрощались снабжение их запасными частями и ремонт. Кто лучше самих французов мог отремонтировать французскую технику?

     Большинство самоходок 7,5 cm PaK40/1 auf "Panzerjager" PrS (f) Kfz.135 "Marder" I пали жертвами в боях с вторгшимися в Нормандию летом 1944 года союзниками. Очень небольшое количество самоходок данного типа уцелело до конца войны.

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.