ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

Kpf.Pz. 70 / MBT-70

     MBT-70 должен был стать противовесом всей новейшей советской бронетехники. 

     Проект MBT-70, он же KpfPz.70, стартовал в августе 1963 года. Инициатором проекта стали США. К началу шестидесятых конструкторская мысль этой страны родила только танк M60, очередную модификацию танка M48, который в свою очередь был очередной модификацией M26 Pershing. Американцем явно не хватало знаний в школе танкостроения. Зато у немцев знаний было хоть отбавляй, имелся богатый опыт применения танков от Заполярья до пустынь Африки. Однако, у немцев после войны было туго с деньгами. Скооперировавшись обе стороны могли породить не виданный по силе танк. Но до того, уже успешно провалился проект совместного германо-французского танка, и стоило бы задуматься и учесть ошибки. Делать этого не стали и разработка началась. С немецкой стороны участвовали фирмы Райнише Штальверке, Келлер&Кнаппих, Краусс- Маффей, с американской - Аллисон.

     На танке MBT-70 планировалось применить множество прорывных решений: автомат заряжения, гидропневматическая подвеска, ПТУР запускаемый через ствол пушки, СУО.

     Почти сразу возникли проблемы - языковой барьер, разные системы мер - дюймовая и метрическая. В ходе разработки стороны сильно разошлись по применяемым на танке компонентам. Американцы горой стояли за двухтактный дизель воздушного охлаждения фирмы Континентал, немцы же считали, что танк нужно оснащать четырехтактным дизелем водяного охлаждения фирмы Даймлер-Бенц. Уже когда в ходе разработки танка американцы решили поменять дизель на газотурбинный двигатель, то немцы совсем приуныли.

     Не нашлось согласия и в плане вооружения. Американцы предпочитали 152-мм пушку XM150, с возможностью запуска ПТУР "Шилела". Немце же считали, что 120-мм пушки собственной разработки более чем достаточно, а XM150 еще доводить до ума и доводить. К слову сказать, XM150 так до ума и не довели. Даже первые M1 Abrams вооружались 105-мм пушкой M68.

     В результате разногласия урегулировали просто - каждая сторона устанавливала на танк свои компоненты, и от задуманной сто процентной унификации не осталось и следа. Теперь немецкая и американская версия танка отличались по следующим узлам: двигатели, орудия, автомат заряжания, подвеска.

     В октябре 1967 года одновременно в Германии и США были представлены прототипы MBT-70. Танки поражали сложностью и новаторством конструкции, смелостью технических решений, например, мех.вод размещался в башне. Но еще больше танк поражал ценой, и немалый затратами в эксплуатации. Всем стало понятно - гора родила мышь. Примем, мышь не малых размеров. Высота MBT-70 - 2870 мм., для сравнения, советский тяжелый танк Т-10 имел высоту 2585 мм. Немецким военным давно было понятно, что на таком сарайчике против советских танков делать нечего. Они прекрасно знали на что способны советские бронетанковые войска.

     Пока прототипы MBT-70 грохотали траками по полигонам. Обе стороны думали, как им соскочить с проекта. Немецкие военные писали жалостливые послания в Федеральное Министерство Обороны о том, что новый танк абсолютно не пригоден для боя. Американцы пошли другим путем, заслав в Конгресс петицию об огромных расходах на программу MBT-70. А так как Конгресс в то время люто боролся с оборонными расходами, то послание было услышано и 1971 году финансирование программы было свернуто. Был еще один мощный аргумент против MBT-70. Проектирование велось в двух странах, в доинтернетную эпоху, документы перемещались из США в Германию и обратно, чем конечно воспользовалась советская разведка и "конфисковывала" все, вплоть до отдельных частей танка. В результате на программу MBT-70 было потрачено 140 миллионов долларов американской стороной и 70 миллионов немецкой. Затраты в пять раз превысили первоначальную смету. Обе стороны были вынуждены начать программы по разработке новых танков, затратив еще не малые сумму. Черты MBT-70 можно увидеть, как в американском Абрамсе, так и в немецком Леопарде.

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.