ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

«Nashorn» / «Hornisse»

     После вторжения на территорию Советского Союза и столкновения танковых частей вермахта с отечественными Т-34 и KB даже самым оптимистично настроенным германским руководителям стало ясно, что материальная часть непобедимых доселе "Панцерваффе" значительно уступает новым советским танкам. Порой грубо сработанная, но имеющая мощное вооружение и бронезашиту, оснащенная дизелем В-2, советская современная бронетехника в 1941 году "царила" на поле боя. Когда последние надежды на блицкриг рассеялись, немецкие инженеры взялись за работу, спешно доводя до серийного производства перспективные опытные машины.

     Разработка новых тяжелых и средних германских танков задерживалась, а еще требовалось запустить совершенно оригинальные конструкции в серийное производство. Было очевидно, что суперсовременные танки "Тигр" и "Пантера" станут действительно массовыми в войсках еще не скоро. Напрашивалось следующее техническое решение - использовать гусеничные базы широко распространенных в немецкой армии танков для установки на них мощных артсистем, способных решать многообразные тактические задачи. Таким образом, германские войска получили целое семейство различных САУ, относившихся к "классу полевых систем на подвижном лафете". Подобная техника характеризовалась размещением орудий в полуоткрытой рубке, броня которой защищала расчет САУ только от пуль и осколков. По описанной выше схеме была скомпонована и построена противотанковая артиллерийская установка, получившая впоследствии индекс Sd.Kfz. 164.

Гусеничная база (унифицированный самоходный лафет) новой САУ была разработана в 1942 году на фирме "Дойче Айенверке" с использованием стандартных узлов ходовых частей широко распространенных в войсках танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV. Данное шасси под названием "Geschutzwagen III/IV" задумывалась как многоцелевая база для целого семейства САУ: противотанковых, зенитных, артиллерийских установок огневой поддержки и т.д. Особенностью этой конструкции являлось размещение двигателя и трансмиссии в передней части корпуса в непосредственной близости от ведущего колеса. Боевое отделение смещалось к корме и было очень просторным, что в свою очередь позволяло разместить в рубке артсистему достаточно крупного калибра, в том числе и мощную противотанковую пушку. Однако и последнюю тоже пришлось проектировать заново.

     Первые идеи создать для Рак 43 самоходный "гусеничный носитель" были высказаны на совещании в управлении вооружений еще 28 июля 1942 года. Так как проектирование полностью оригинальной конструкции заняло бы много времени, во время дискуссии была выдвинута идея о возможности скорейшей разработки некоего промежуточного образца (использующего агрегаты уже серийно выпускающихся машин), который можно было бы запустить в производство в начале 1943 года. Контракт на проектирование подобной конструкции был заключен с фирмой "Алкетт-Борзингвальде", которая в свою очередь воспользовалась вышеупомянутыми разработками компании "Дойче Айзенверке" по изготовлению унифицированного самоходного лафета из стандартных узлов ходовых частей танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV. Опытный образец должен был быть представлен к 20 декабря 1942 года.

     2 октября 1942 года на одном из совещаний с участием Гитлера и рейхсминистра вооружений Шпеера был рассмотрен уже готовый проект шасси от фирмы "Алкетт-Борзингвальде", получивший в германских документах традиционно длинное название "Zwischenloesung Selbstfahr-lafette". Фюрер, вдохновленный быстрым проектированием конструкции, строил планы, что к 12 мая 1943 года промышленность выйдет на темп производства в 100 самоходок ежемесячно.

     По требованию управления вооружений компания "Алкетт-Борзингвальде" разработала корпус той же ширины, что и бронекорпус танка Pz.Kpfw. III (то есть шире, чем у танка PzKpfw IV). Агрегаты и компоненты новой САУ, включая трансмиссию, дифференциалы и ведущие колеса, были также взяты от танка PzKpfw III. Двигатель, его система охлаждения, глушитель, радиаторы - от среднего танка Pz.Kpfw. IV Ausf. F. Элементы ходовой части - опорные и поддерживающие катки, ленивцы, траки гусениц были также заимствованы от "четверки". Двигатель "Майбах" в модификации HL120TRM (12-цилиндровый с рабочим объемом 11867 см³, V-образный с развалом цилиндров в 60 градусов, карбюраторный, четырехтактный, мощностью 300 л.с. при 3000 об./мин.) был установлен в центральной части корпуса, а "настил" над ним максимально усилили для того, чтобы разместить артсистему вблизи центра тяжести САУ.

     Однако в связи с новым целевым назначением проектируемой самоходной установки некоторые агрегаты пришлось спроектировать заново. Все конструктивные отличия были описаны в руководстве по эксплуатации САУ.

     27 января 1944 года САУ сменила название с  "Hornisse" (шершень) на "Nashorn" (носорог). 

     Боевое отделение располагалось сзади, силовая установка - в центре корпуса, отделение управления, трансмиссия и ведущие колеса - в передней части. Боевое отделение представляет собой открытую сверху бронированную рубку, в которой на станке установлена 88-мм полуавтоматическая противотанковая пушка с длиной ствола 71 калибр. Скорострельность орудия составляла до 10 выстрелов в минуту.

     Стрельба могла вестись фугасными снарядами (масса 9,14 кг, дальность стрельбы 15300 м), бронебойными трассирующими, кумулятивными и подкалиберными снарядами. С расстояния 1000 м бронебойно-трассирующий снаряд под углом 30° к нормали пробивал броню толщиной 165 мм, а подкалиберный - 193 мм. По этой причине установка "Насхорн" была исключительно опасна для всех танков противника при ведении боя на больших расстояниях, в ближнем бою она теряла свои преимущества - начинало сказываться недостаточно сильное бронирование. Самоходная установка "Насхорн" выпускалась серийно с февраля 1943 года до конца войны. Всего было выпущено около 500 самоходок, которые использовались в тяжелых истребительно-противотанковых частях.

 

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.