ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

Neubaufahrzeug V 

     Тяжелый многобашенный танк. Разрабатывался с 1932 г. в рамках той же концепции, что и английский Independent, и советские Т-28 и Т-35 и с учетом опыта работы немецких специалистов и испытаний опытных немецких танков в СССР в 1920-е годы. В 1935 г. фирмы Rheinmetall и Krupp изготовили 3 единицы. Корпус клепано-сварной, башни сварные, расположенные в один ярус по диагонали. В главной башне устанавливались 370-кг лафет из двух орудий калибра 75 и 37 мм и спаренного с ними пулемета MG 13. Вооружение каждой из двух малых башен, изготовленных по типу легкого танка Pz. l, состояло из одного пулемета MG 13. В отличие от всех немецких танков ведущее колесо располагалось в корме машины.

     В конце 1933 года фирма Rheinmetall, занялась сборкой двух "отладочных" образцов. Корпуса танков собирались из не броневой стали толщиной от 15 мм (лобовая проекция) до 13 мм (борта и корма). Оригинальное расположение башен появилось не на пустом месте. При обычной схеме, когда две пулеметные башни располагались спереди, их сектор обстрела ограничивался выступающим сзади корпусом – то есть, стрельбу назад могла вести только главная башня. Вариант с продольным размещением башен устранял данную проблему, однако задний стрелок оказывался отрезанным от остального экипажа, что нарушало огневое взаимодействие. Таким образом, немецкими специалистами был сделан относительно правильный вывод – пулеметные башни нужно установить диагонально. В итоге компоновка получилась следующей. В передней части корпуса слева располагалось место механика-водителя и органы управления. Для удобства обзора над его головой была сделана небольшая неподвижная рубка с двумя смотровыми щелями (спереди и слева) и люком, откидываемым вверх. Справа от него находилась передняя пулеметная башня, которая была заимствована вместе с погоном от легкого танка Pz.Kpfw. I Ausf. A.

     Далее возвышалась высокая надстройка с закруглением в левой задней части, на крыше которой устанавливалась главная башня сварного типа, имевшая не менее сложную конструкцию. Создавалась она с расчетом установки в ней сразу двух орудий (одно над другим) и пулемета. Такие сложности были введены тоже неспроста. Расчет делался на то, что 75-мм пушка KwK 7,5cm с ствола 24 калибра и основным боекомплектом из осколочно-фугасных выстрелов, будет использоваться против полевых укреплений и скоплений пехоты. В свою очередь, 37-мм пушка Rheinmetall, выполненная на основе противотанковой, могла эффективно бороться с любым танком противника. Подобная спаренная установка обладала лишь теоретической эффективностью, однако об этом станет известно позже. Пулемет типа MG-13 калибра 7,92-мм устанавливался справа от орудийной маски в отдельной шаровой установке. На крыше главной башни находилась наблюдательная башенка с шестью смотровыми щелями защищенными триплексами. Ближе к левому борту разместили перископический наблюдательный прибор. По обоим бортам башни также были сделаны эвакуационные люки. Полный боекомплект составлял 80 выстрелов к 75-мм пушке, 60 выстрелов к 37-мм пушке и 6000 патронов к трем пулеметам. За надстройкой слева была установлена вторая пулеметная башня. Скругление надстройки слева несколько увеличивало угол обстрела, но реальная ценность этой башни оказалась невысокой.

     В кормовой части корпуса, со смещением вправо, находился бензиновый авиационный двигатель BMW Va мощностью 290 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения. За ним размещалась трансмиссия с бортовыми дифференциалами, механической коробкой передач, главным фрикционом и тормозами. Над двигателем в верхнем листе корпуса, был сделан эксплуатационный люк. Ближе к правому борту располагались четыре броневых колпака над отверстиями для воздухопритока, а также защитный кожух выхода выхлопной трубы. Двухкамерный глушитель на кронштейнах крепился к правой надгусеничной полке. Нижний кормовой лист имел длинный прямоугольный вырез, закрываемый на болтах бронированной крышкой и служивший для доступа к тормозам и механизмам трансмиссии. Конструкция ходовой части была во многом аналогична "Grosstraktor III". Применительно на каждый борт она состояла из десяти опорных катков, один независимый натяжной каток с независимой пружинной подвеской, четыре поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо цевочного зацепления. Опорные катки оснащались резиновыми бандажами и блокировались в пять тележек, каждая из которых крепилась к корпусу посредством балансиров. Амортизация включала спиральные пружины. Ролики поддерживающие верхнюю гусеничную ветвь тоже имели резиновые бандажи и крепились на V-образных кронштейнах. Гусеничная цепь собиралась из мелкозвенчатых траков шириной 380 мм. Несмотря на некоторую устарелость этот тип шасси хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации и был освоен в производстве.

     Уже в ходе постройки танк получил обозначение Neubaufahrzeug V (транспортное средство новой постройки, если переводить почти дословно), или сокращенно Nb.Fz. V. Первые две машины под номерами Nr.1 и Nr.2, переданные заказчику в конце 1934 году, использовались только для испытаний и тестов. Достаточно быстро выяснилось, что Nb.Fz. V обладают несколькими серьёзными недостатками. Прежде всего, вертикальное размещение орудий оказалось очень нерациональным и вызывало многочисленные нарекания со стороны танкистов. Были претензии к бортовым люкам, открывавшимся назад и не защищавшим экипаж с передней полусферы. Несмотря на то, что максимальная скорость танка достигала 30-32 км\ч, при движении по шоссе, на пересеченной местности 23-тонная машина теряла внушительный процент подвижности. Помимо этого, необходимость наличия двух пулеметных башен уже тогда ставилось под сомнение, из-за тесноты в боевом отделении и повышения боевой массы танка. После испытательного цикла, завершившегося в августе 1935 года, два "стальных" танка отправились на войсковые испытания в танковую дивизию, где эксплуатировались около года. Затем оба Nb.Fz. V от фирмы Rheinmetall были переданы учебному центру в Путлосе, где танк Nr.2 завершил свою карьеру в качестве наглядных пособий приблизительно в 1941 году.

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.