ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

Nb.Fz. VI

     Совершенно иначе сложилась судьба танков, построенных совместными усилиями фирм Krupp и Rheinmetall. Эти машины, получившие обозначение Nb.Fz. VI и номера Nr.3 - Nr.5, были во многом аналогичны Nb.Fz. V, за исключением главной башни, вооружения и двигателя. По мнению специалистов фирмы Krupp вертикальная схема размещения орудий будет неудобной в обслуживании и потому их установили горизонтально ("штурмовая" пушка справа, противотанковая пушка слева). Это повлекло за собой проектирование новой башни, которая собиралась из плоских листов и была проще по конструкции. В то же время корпуса из броневой стали изготовлялись на предприятии Rheinmetall. Другим интересным моментом был вывод, что калибр 75 мм является не самым оптимальным средством для борьбы с укреплениями противника и потому танки планировалось оснастить короткоствольными 105-мм орудиями 10,5cm KwK L/28. На этом месте данные о вооружении трех танков фирмы Krupp расходятся. Согласно наиболее распространенной версии все Nb.Fz. VI получили 105-мм пушки, но спустя некоторое время их заменили на стандартные, калибра 75 мм. Поводом для этого послужила якобы невысокая надежность и большой занимаемый объём внутри башни. Но есть и другая версия – идея перевооружить танки 105-мм орудиями появилась только в 1937 году, когда морально устаревшие Nb.Fz. VI собирались переделать в так называемые "Nebel Panzer", оснащенные кроме мощной артиллерии установками дымопуска. Скорее всего, 37-мм пушка при этом демонтировалась. Тем не менее, этот вариант так и не был воплощен в жизнь. Силовая установка претерпела изменения в угоду стандартизации, поэтому вместо авиационного двигателя установили Maybach HL108TR, специально приспособленный для установки на танки. Это был бензиновый 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения, развивавший мощность 280-300 л.с. при 3000 об\мин. Путем нехитрых вычислений можно узнать, что танки типа Nb.Fz. VI при боевой массе 23410 кг обладали удельной мощностью около 12 л.с. на тонну, что было вполне неплохо. Впрочем, на практике этот показатель смотрелся не столь впечатляюще. Постройка танков Nb.Fz. VI была завершена в течении 1935 года, после чего все три прототипа были переданы для испытаний сначала на танковый полигон в Путлосе, а затем в 1-ю танковую дивизию (предположительно). Отзывы танкистов о трех башенных танках были противоречивыми. С одной стороны, они обладали неплохой бронезащитой и мощным вооружением. С другой – танки имели низкую проходимость по мягкому грунту и небольшой запас хода, а обслуживать одновременно два орудия оказалось слишком сложно в обстановке даже приближенной боевой. В связи с тем, что в 1937 году появился Pz.Kpfw. IV Ausf. A, выглядевший более перспективно, мнение относительно Nb.Fz. VI стало меняться в худшую сторону. Более того, после испанских событий стало ясно, что 20-мм броня не является хорошей защитой от противотанковых пушек калибра 37-47 мм, и трех башенные танки окончательно перевели в разряд учебных. И всё же, всем трем Nb.Fz. VI удалось принять участие во 2-й Мировой войне, но перед этим, весной 1939 года, "трех башенники" демонстрировались на Международной Автомобильной Выставке в Берлине.

      После успеха в Польше следующей жертвой немецкого милитаризма должна была стать Норвегия. Исходя из сложного ландшафта этой скандинавской страны командование вермахта решило сделать основные усилия на взаимодействие пехоты, артиллерии и авиации, в то время как танкам отдавалась вспомогательная функция. Всего к берегам Норвегии отправили пару сотен танков Pz. I, Pz. II и Pz. IV, включая командирские варианты, среди которых было три Nb.Fz. VI. Цель прибытия трехбашеных танков была вполне ясна – пропаганда достижений немецкой танковой промышленности. Официально они входили в состав танкового батальона специального назначения Panzer Abteilung zur besonderer Vervendung 40 (Pz.Abt1. Zb.V 40) являясь отдельным взводом с названием Panzerzug Horstmann/Zug Putloss. Командовал этим подразделением лейтенант Ганс Хорстман (Hans Horstmann). В предвоенный период танки с башней Krupp, эксплуатировавшиеся в составе вермахта, сохраняли темно-серый камуфляж, изображение слона и балочный крест на лобовом листе корпуса. Приблизительно в 1939 году к ним были добавлены тактические обозначения в виде больших белых цифр на главной башне (возможная нумерация – от 8 до 10). Перед "норвежской командировкой" танки перекрасили и нанесли на башни балочные кресты. Первое время батальону везло. Отбыв из Германии 9-го апреля Pz.Abt1. Zb.V 40 прибыл на норвежскую землю спустя несколько дней. В начале своего пути батальон насчитывал 42 Pz. I, 21 Pz. II и 6 Pz.Bef. Трех башенные Nb.Fz. VI в количестве трех штук отправились несколько позже. Добраться удалось не всем – в неспокойном Северном море было потеряно 19 машин, утонувших вместе с транспортным судном.

     По прибытии легкие танки отправились на передовую, а средние переправили в Осло, где 19 апреля они прошли парадным строем. Надо отдать должное немецким фотографам – они снимали трех башенные танки в порту, на улицах и на местности, группами и поодиночке с различных ракурсов. Поскольку бортовые номера и тактические обозначения на танках отсутствовали это сильно затрудняло определение их количества. Так создавалось впечатление, что Германия располагает внушительными бронетанковыми силами, в состав которых входят машины тяжелого типа с мощным вооружением, ведь рассмотреть толщину брони на фотографии невозможно. Таким образом, "показной" успех был гарантирован, а вот в реальной боевой ситуации Nb.Fz. VI повели себя не лучшим образом. Решение отправить трехбашенные танки на фронт созрело на фоне впечатляющих успехов немецкой армии, которой менее чем за две недели удалось оккупировать почти всю Норвегию и захватить ключевые порты и фьорды. Для завершения разгрома союзных войск 40-й отдельный танковый батальон и 196-я пехотная дивизия были объединены в единое подразделение, названное Gruppe Pellangahr. Основными танками являлись Pz. I, но в группе с трех башенными машинами предстояло действовать более современным Pz. II. Небольшое сражение, развернувшееся 25-го апреля 1940 года у деревни Квам (Kwam), выявило все слабые стороны Nb.Fz. VI. Солдаты британского 1-го батальона Королевской Йоркширской пехоты не занимали эшелонированной защиты и почти не имели тяжелого вооружения. Самую серьёзную опасность для немецких танков представляли всего две 3-дюймовые (76,2-мм) мортиры и пять 25-мм французских противотанковых орудий Hotchkiss, но распорядились ими англичане весьма умело.

     Атака немецких войск началась весьма опрометчиво – впереди шли два легких танка Pz. II и один Nb.Fz. VI. По всей видимости предварительной разведки не производилось, иначе немцы знали бы о грозивший им опасности. Англичане удачно замаскировали 25-мм противотанковые орудия и, подпустив танки на 150 метров открыли по ним огонь практически в упор. Сразу был подбит один из Pz. II, затем жертвой ПТП стали ещё два немецких танка, а через пару минут настала очередь Nb.Fz. VI. Обстрел трех башенного танка велся по меньшей мере с двух сторон и вскоре экипаж покинул обездвиженную машину. По наиболее верным предположениям у Nb.Fz. VI был разбит дифференциал и ремонт в полевых условиях был весьма трудоёмким процессом. Танк остался на "ничейной" земле и оставался там, по меньшей мере, до вечера 26 апреля, пока британцы не отступили. Поврежденную машину немцы отбуксировали в тыл, а оставшиеся на месте боя "запчасти" пролежали там до конца 1980-х гг. Вообще, если принять во внимание сохранившиеся обломки от подбитого Nb.Fz. VI , то этот танк получил достаточно тяжелые повреждения ходовой части и корпуса. Была разбита гусеница вместе с механизмом натяжения, дифференциал и направляющее колесо. Добиться такого эффекта обстрелом из 25-мм противотанковых пушек было делом весьма непростым, так что вполне возможно, что тут поучаствовала и 3-дюймовая мортира. Более печальной оказалась судьба второго Nb.Fz. VI. Продвигаясь вслед за наступающими частями танк вышел из строя на проселочной дороге по технической причине (по другим данным Nb.Fz. VI заглох пытаясь преодолеть заболоченный участок местности близ г. Лиллихаммер). Хотя особых основания для тревоги не было экипаж подорвал свою машину. Учитывая слабость бронирования, а также попытки британских частей прорваться к побережью, действия немецких танкистов не выглядят столь уж паническими. Поскольку подорванный Nb.Fz.VI ремонту не подлежал его впоследствии разобрали. Оставшиеся два танка, включая отремонтированный, вернули в Осло и осенью 1940 года отправили в Германию. Дальнейшая их участь оказалась вполне прозаической. Около года они использовались в качестве наглядных пособий, пока в 1941-1942 гг. танки не разобрали не металл. Этот факт подтверждается официальными документами, которые были захвачены англичанами весной 1945 года.

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.