ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

Panzerjäger I

     К октябрю 1938 года, когда Германия открыто заявила о своих территориальных притязаниях, наличие в боевых частях легких танков (а по сути, танкеток с башнями) Pz.Kpfw. I рассматривалось как вынужденная мера. Вермахт пытался как можно скорее вывести эти слабобронированные боевые машины из частей первой линии, но выпуск новых танков Pz. III и Pz. IV проходил с большими задержками.

     Нельзя сказать, что работы по модернизации Pz. I не проводились – достаточно вспомнить проект VK 18.01 / VK 18.02 с новой ходовой частью (с торсионной подвеской) и обновленным корпусом. За усиление брони, которая в лобовой части корпуса доходила до 80 мм, пришлось пожертвовать ходовыми качествами. Однако всё это стало "лебединой песней” устаревшего танка, поскольку резервы по его улучшению на этом полностью исчерпались. 

     На момент объявления войны с Польшей в эксплуатации находилось около 1000 танков Pz. I, многие из которых использовались в качестве учебных. Чтобы продлить жизнь этой конструкции был найден вполне уместный выход – создать на танковом шасси самоходную установку. Решением этого вопроса занялась фирма Alkett, которая в начале 1939 года предложила сразу три варианта самоходки:

- зенитная САУ оснащенная 20-мм пушкой FlaK 38;
- противотанковая САУ оснащенная 37-мм пушкой PaK 35\36;
- САУ огневой поддержки пехоты, оснащенная 75-мм короткоствольным полевым орудием LelG 18.

     Судьба этих проектов сложилась следующим образом. Вариант с установкой 20-мм зенитки был признан приемлемым, но по конъюнктурным причинам постройка ЗСУ, впоследствии получившей неофициальное название Flakpanzer, задержалась до весны 1941 г. Всего было изготовлено 24 самоходки, которые поступили в распоряжение 614-го моторизованного зенитного батальона и активно использовались в боях на Восточном фронте в течении 1942-1943 гг.

     Проект противотанковой самоходки с 37-мм орудием был отвергнут по весьма прозаической причине – шасси Pz.I не выдерживало отдачи при выстреле. Без использования специальных сошников мог деформироваться направляющий каток, опущенный на землю.

Проект противотанковой самоходки с 37-мм орудием



     Самоходное 75-мм орудие огневой поддержки также не получило одобрения. Подобные работы уже велись фирмой Daimler-Benz с использованием более мощного шасси от среднего танка Pz.Kpfw. III Ausf. B и впоследствии привели к созданию знаменитой StuG III, которая прошла почти всю войну.

Проект противотанковой самоходки с 75-мм орудием



     Казалось бы, участь Pz.I предрешена, однако нашелся ещё один вариант. Дело в том, что после оккупации Чехии в руки немецкой армии попало несколько сотен противотанковых пушек калибра 37-мм и 47-мм. Очень хорошими показателями обладала как раз 47-мм пушка Skoda A5, которая в армии Чехословакии получила индекс 4.7 cm KPUV vz.38. Аббревиатура KPUV расшифровывалась как "kanon proti utocne vozbe" – то есть, противотанковая пушка. Это орудие было разработано на основе вариантов А3 и А4, но обладало более высокими показателями по бронепробиваемости. Так, бронебойный снаряд массой 1,65 кг имел начальную скорость порядка 775 м\с и на дистанции до 1500 метров мог пробивать вертикально установленный лист брони толщиной 40 мм. Фактически это означало, что в 1938-1939 гг. единственным серийным танком, броня которого могла выдержать обстрел из этого орудия, был французский FCM 2C (и то, лишь при обстреле лобовой части корпуса).

     В то же время, пушка Skoda A5 обладала критически низкой мобильностью. В "наследство" от модели Skoda А3 (3.7cm KPUV vz.37) её достался лафет оснащенный тележкой с деревянными колесами, поэтому максимальная скорость транспортировки не превышала 15 км/ч (!). Не удивительно, что приняв Skoda A5 на вооружение под новым обозначением 4.7cm PaK(t), вермахт поставил эти ПТО на временное хранение. В дальнейшем предполагалось использовать их в стационарном варианте на "Линии Зигфрида" и других укрепленных районах. Часть орудий получили новые подрессоренные тележки, но всё это были полумеры. Настоящая работа для А5 нашлась лишь зимой 1940 года, когда фирма Alkett предложила установить эти орудия на шасси легких танков Pz. I или Pz. II.

     Ранний проект с использованием 37-мм PaK 35\36 был незначительно доработан. Если вначале предполагалось оснастить самоходку лобовым бронещитом, то теперь предлагался вариант с неподвижной П-образной бронированной рубкой (частично сварной), открытой сверху и сзади. Толщина брони составляла 14,5 мм. Сектор обстрела оказался незначительным. Орудие получило сектор наведения в пределах 34° по горизонту, и от -8° до +12° в вертикальной плоскости. Штатное стрелковое вооружение отсутствовало и экипажу САУ, в случае атаки пехоты противника, приходилось рассчитывать только на личное оружие.

     Боекомплект составил 86 выстрелов, причем в начале карьеры активно использовались штатные снаряды чехословацкого или австрийского производства. Как правило, соотношение бронебойных снарядов к осколочно-фугасным было 50\50, но в дальнейшем доля противотанковых боеприпасов несколько увеличилась.

     В качестве базового варианта шасси была выбрана модификации Pz.Kpfw. I Ausf. B. В ней сохранялась схема с пятью опорными катками и четырьмя поддерживающими роликами на каждый борт. Ведущие колеса находились спереди, направляющие – сзади. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая, шириной 280 мм.

     Корпус самоходного орудия также полностью перешел от танка. Он имел сварную конструкцию и катаных листов хромоникелевой стали толщиной от 6 до 13 мм. В носовой части корпуса размещалась трансмиссия и отделение управления. Среднюю часть занимал боевой отсек, заднюю – моторное отделение. Машина оборудовалась штатной радиостанцией Fu 2 или Fu 5.

     На САУ устанавливался 6-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach NR38TR мощностью 100 л.с. и рабочим объёмом 3791 см.куб. Ёмкости двух бензобаков на 146 литров хватало на 140 км движения по твердому грунту или на 95 км по местности. Трансмиссия состояла из карданной передачи двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, механизма поворота, бортовых фрикционов, передач и тормозов.

     Первый прототип противотанкового самоходного орудия на шасси Pz. I фирма Alkett построила в январе 1940 г. и к июню в действующую армию поступило 120 САУ и ещё 12 числились в резерве. Нужное количество шасси поставила фирма Daimler-Benz, которая проводила их капитальный ремонт, в то время как окончательная сборка проводилась на предприятии Alkett. В вермахте самоходка получила официальное обозначение 4.7cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw. I Ausf. B. Есть его альтернативный вариант - Selbstfahrlafette mit 4,7-cm-Pak(t) auf Fahrgestell des Panzer I и армейский "сквозной" индекс Sd.Kfz.101 ohne Turm. Впрочем, сейчас эта боевая машина более известна как Panzerjager I.

     В боевых условиях Panzerjager I зарекомендовали себя весьма неплохо. С французскими средними танками, толщина бронирования которых не превышала 40-50 мм, пушка А5 справлялась на дистанциях 500, максимум – 600, метров. При ведении стрельбы по ходовой части танков или при обстреле амбразур ДОТов положительного эффекта удавалось достичь на дистанциях до 1000 метров. На завершающем этапе кампании противотанковые самоходки неплохо показали себя при отражении танковых атак - 29 мая отделение 642-го батальона, прикрывая действия танков Pz. 35(t) из 11-й танковой дивизии, подбило четыре французских SOMUA S-35 без собственных потерь.

     В качестве недостатков отмечался плохой обзор, стесненность работы в боевом отделении, большую высоту машины и недостаточную защищенность экипажа САУ. В результате, использовать Panzerjager I в уличных боях или на открытой местности было крайне затруднительно. Особо указывалось, что часто практикуемое командирами самоходок выглядывание за край щита грозит фатальными последствиями. Бронирование было признано крайне слабым. Лобовые бронелисты свободно пробивались не только 25-мм французскими ПТО, но и пулями винтовочного калибра! Кроме того, при попадании снаряда образуется масса вторичных осколков, поражающих экипаж и агрегаты машины.

     К сожалению, до наших дней сохранилась только одна САУ Panzerjager I позднего варианта. Эту самоходку, захваченну в Северной Африке, вывезли в США и после войны передали в экспозицию Абердинского танкового музея. Один Panzerjager I, оказавшийся в качестве трофея на Воcточном фронте, в 1942 году проходил испытания на полигоне в Кубинке.

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.