ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

Pz.Kpfw. VI «Tiger»  

 

 

     Серийное производство танков конструкции Адерса фирма  "Henschel" организовала с августа 1942 г. Позднее аналогичные сборочные линии открыла и фирма "Wegmann", до этого выпускавшая только башни для "Тигров". Выпуск "Тигров" продолжался до августа 1944 г. В 1942 г. построили 84 танка, в 1943-м - 647, в 1944-м - 623.

     Первоначально они официально именовались Pz.Kpfw. VI Ausf. H "Tiger". С февраля 1944 г., после принятия на вооружение танка "Tiger" II, название изменили на  Pz.Kpfw. VI Ausf. E, или просто  "Tiger" I.  Модификаций у "Тигра" не имелось, но в процессе производства в конструкцию постоянно вносили изменения и дополнения.  

     «Tiger»  представлял собой классический немецкий вариант танка с передним расположением трансмиссии. Так же в передней части танка располагалось отделение управления, где располагалась коробка передач, механизм поворота, все органы управления боевой машиной, радиостанция, курсовой пулемет, некоторая часть боекомплекта и места для экипажа: механика водителя (левое кресло) и стрелка-радиста (правое кресло). 

      Боевое отделение было достаточно просторным и занимало среднюю часть танка. Башня была внушительных размеров с установленными в нее пушкой и спаренным пулеметом, приборами наблюдения, прицеливания, сидение для командира танка и механизм для наводки, так же места расположения остального экипажа – наводчика и заряжающего. Весь остальной боекомплект машины (кроме части, находящейся в передней части) был размещен в нишах корпуса, по стенкам и под поликом башни. На днище танка расположили гидропривод для поворота башни. 

      Корпус новой машины собирали из бронелистов, сначала соединенных в шип, а после сваренных двойным швом. Броню применяли – катаную, хромомолибденовую, иногда с поверхностной цементацией. Кроме бортовых бронелистов, которые были расположены под прямым углом, все остальные были под различными углами – лобовой лист бодбашенной коробки и кормовой лист располагался по углом 8 градусов, верхний лобовой лист под углом 77 градусов, нижний – 27. 

 

     В передней части крыши подбашенной коробки были расположены два люка-лаза. Один для механика-водителя, а второй для стрелка-радиста. Оба люка были круглой формы и закрывались такими же круглыми крышками, которые откидывались с помощью специальных петель. Каждая крышка имела перископический прибор наблюдения. Между этих люков располагалось вентиляционное отверстие, которое сверху прикрывалось бронеколпаком.

     Кормовую часть корпуса разделили на три отсека специальными внутренними водонепроницаемыми перегородками. Средний отсек, где располагался двигатель был полностью герметичен, а два крайних могли заливаться водой, при преодолении водных преград. Их закрывали сверху большими литыми решетками, передние служили для притока воздуха, который охлаждал радиаторы, а задние для его отвода. Моторный отсек закрывали сверху крышкой, имевшей вентиляционное отверстие, прикрытое бронеколпаком. Днище танка имело люки для доступа к топливному насосу, генератору, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки двигателя, а так же спускной пробке картера коробки передач.

     Башня была сварной, с подковообразной формой. Бронелисты соединяли, как и корпус, в шип с вертикальными стенками, которые выполнялись из цельного гнутого листа. В передней части башни устанавливали пушку, спаренный пулемет и прицел.  Позже на башне стали размещать укладку запасных траков – с каждой стороны башни по пять. Ранее запасные траки располагали только на нижнем бронелисте корпуса.  Во вращение башню приводил гидравлический поворотный механизм мощностью 4 кВт. Скорость, с которой башня поворачивалась, напрямую зависела от частоты вращения коленчатого вала. Нужную мощность отбирали с помощью карданного вала от от коробки передач. К примеру, при 1500 об/мин коленчатого вала башня делала полный оборот за 1 минуту. При не работающем двигателе вращение башни можно было производить вручную.

     Главным оружием "Тигра” всегда была 8,8 см пушка KwK 36, калибром 88-мм, которую производили на заводе "Wolf” в городе Магдебург. Ствол был достаточно длинный – 4928 мм, а с дульным тормозом 5316 мм, это составляло длину в 56 калибров. Вес тоже был внушительным – 1310 кг. Вертикальная наводка могла производиться в диапазоне от -6,5 до +17 градусов, а предел длины отката ствола составлял 580 мм. Такую большую пушку уравновешивало специальное гидравлическое устройство, которое располагали прямо под казенной частью орудия.  С 88-мм пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34.  Еще один курсовой пулемет, размещали в подбашенной коробке в лобовом листе. Он располагался в специальной шаровой установке. Если брать более поздние версии командирских башен танка, то на устройстве Fliegerbeschutzgerat 42 устанавливали зенитный пулемет MG 34.  Стандартный боевой комплект танка составлял 92 выстрела и 5100 патронов.  

     Первоначально на танке использовался прицел – бинокулярный телескопический ломающийся прицел TZF 9a, после его заменили на монокулярный TZF 9b. Такой прицел позволял не изменяя положения наводчика, во всем диапазоне вертикального угла наведения работать с орудием. Добились этого благодаря тому, что когда изменялся угол наведения вооружения, то изменялось положение объективной части прицелов, а окулярная часть все время оставалась неподвижной. Как пушке, так и на пулемете имели 2,5-кратное и 1,8-кратное увеличение соответственно. У пушки поле зрения составляло 23 градуса. В качестве прицела для пулемета MG 34 использовался прицел KZF 2.

     На танк устанавливали сначала двигатель Maybach HL 210P30, а начиная с 251-й машины Maybach HL 230P45. Оба представленных двигателя были 12 цилиндровые, V-образные, карбюраторные, четырехтактовые, мощностью 650 л.с. и 700 л.с. при 3000 об/мин соответственно. Диаметры цилиндров 125 мм и 130 мм. Ход поршня на обоих моделях 145 мм. Степень сжатия 7 и 6,8. Рабочий объем 21353 см2 и 23095 см2. Сухая масса 1200 – 1300 кг. Первый двигатель был практически идентичен HL 230P30 "Пантеровскому”, отличие составляло лишь картер из серого чугуна, служащий для увеличения жесткости двигателя и спроектированного без разъема в плоскости коленчатого вала.

      Система охлаждения – жидкостная, имеющая два радиатора. С двух сторон двигателя имелись вентиляторы. Т.к. была применена высокая изоляция моторного отсека, то применили обдув выхлопного коллектора и генератора от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях. Так как танки были применены в войне с Советским Союзом, который славился своими морозами, была применена специальная технология для быстрейшего прогрева охлаждающей жидкости. Ставили специальные термостаты, имевшие обратный перепуск через закороченный контур. 

     В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. В танке располагалось 4 бензобака, суммарным объемом 534 л. На 100 км танк расходовал 270 л. по шоссе и 480 л. в условиях бездорожья. Топливо подавалось принудительно насосами Solex. Марки Solex были и 4 установленных на танке карбюратора 52FFJIID. 

      Как и двигатель, коробка передач была фирмы Maybach, под индексом OLVAR OG(B) 40 12 16A, изготавливаемая на заводе Zahnradfabrik в городе Фридрихсхафен, безвальная, с продольным расположением осей, 8-ми ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Эта коробка имела 8 передач вперед и 4 назад. Главной особенностью данной коробки являлось то, что отсутствовали общие валы для шестерен. Каждая шестерня устанавливалась на отдельных подшипниках. Для более легкого переключения передач коробку снабдили автоматическим гидравлическим сервоприводом, позволяющим перевести рычажок не выжимая педали главного фрикциона. Такой сервопривод в автоматическом режиме сначала выключал главный фрикцион и уже включенную ранее передачу, затем синхронизировал угловые скорости включаемых зубчатых муфт, включал следующую передачу и снова включал главный фрикцион. При выходе из строя гидравлического привода все переключения были возможны механически. Система смазки была струйная – подача масла обеспечивалась струей в место зацепления при сухом картере.

     Картер коробки передач центрировался и жестко связывался соединялся с картером механизма поворота, тем самым образуя двухпоточный механизм передач и поворота. Картер механизма поворота крепился в носовой части машины, а в расточку передней части картера запрессовывали резиновое кольцо опорной балки, которое жестко закрепляли в броневом корпусе. Главный фрикцион – многодисковый, встроен в коробку как и стояночный тормоз, трение всех рабочих поверхностей происходит в масле.

     Танку обеспечивалось два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче – 165 м максимальный и 3,44 м минимальный. Ответственным за это был механизм поворота фрикционно-шестеренчатый с двойным приводом мощностей. При включенной передаче еще более крутые повороты были невозможны. При положении коробки передач в нейтральном положении был возможен поворот вокруг центра тяжести танка. Одна гусеница двигалась с опережением вперед, а вторая, отстающая – назад с радиусом В/2.

     Бортовые передачи – двухрядные, комбинированные, имеющим разгруженный ведомый вал.

      Тормоза – дисковые, механические, разработанные инженером Клауе, а выпущенные фирмой Argus.

     Если говорить о ходовой части "Тигра”, то на борт он имел 24 опорных катка, расположенных в шахматном порядке в 4 ряда. Размером опорные катки были 800х95 мм и у первых 799 машин имели резиновые бандажи; все последующие же, имели стальные бандажи и внутреннюю амортизацию. Разработчиком данной ходовой части был инженер Г. Книпкамп, который являлся советником Управления вооружений и активным участником проектирования многих германских бронемашин. 

     Подвеска танка – торсионная, индивидуальная, одновальная. Внутри корпуса располагались гидравлические амортизаторы для передних и задних опорных катков.

     Ведущие колеса были переднего расположения и имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление ценовочное. Направляющие колеса выполняли литыми, с металлическими бандажами и кривошипными механизмами натяжения гусениц .

     На "Тиграх” применяли два комплекта гусениц – один шириной 520 мм, предназначенный для перевозки танков железнодорожными путями, чтобы танк вписывался в габариты вагона, а так же для передвижения своим ходом по дорогам с твердым покрытием вне боя, а второй – боевой, шириной 725 мм. При установке первых гусениц значительно возрастало удельное сопротивление на грунт – до 1,53 кг/см2. 

     Используемое на танке электрооборудование выполнялось по однопроводной схеме, напряжением 12 В. В электрооборудование входили: генератор Bosch GULN 1000/12-1000, мощностью 0,7 кВт, аккумулятор Bosch, емкостью 150 А*ч – 2 шт., электростартер Bosch BPD 6/24, мощностью 4,4 кВт, система зажигания, башенный вентилятор, различные контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы как звуковой, так и световой сигнализации, аппаратура для внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов.

     Из средств связи применяли радиостанцию Fu 5, имеющую телефон и телеграф дальностью связи 6,4 и 9,4 км соответственно.

     Из специального оборудования на танк устанавливали: автоматическую систему пожаротушения( порог срабатывания 120 градусов Цельсия). Сигнализацию вывели на приборную панель механика-водителя.

     На первые 195 машин устанавливали оборудование для подводного вождения, позволявшее преодолеть водные преграды глубиной до 4 метров. Для подачи воздуха в двигатель устанавливали трехметровую трубу в специальный лючок, расположенный в крышке моторного отделения. Выхлоп газов производился непосредственно в воду. Все люки, щели, а так же моторная перегородка были тщательным образом герметизированы, чтобы исключить протекания, а так же попадание выхлопных газов в обитаемые отделения танка. Для испытаний на полигоне был построен специальный бассейн, в котором танк мог находиться под водой до 2,5 часов. Это был первый танк в мире, на котором серийно стали устанавливать оборудование для подводного вождения, которое стало широко применяться в танкостроении лишь в 50-е годы 20 века. Однако данное оборудование не часто было использовано и от него вскоре пришлось отказаться.
Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.