ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

StuG III

     История StuG III началась в 1935 году, когда Эрих фон Манштейн, в письме к генералу Людвигу Беку описал идею машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна была бы быть непосредственная поддержка атакующих подразделений пехоты. Существует мнение, что эту идею Манштейну невольно подкинул начальник УММ РККА Семён Гинзбург, когда в 1931 году вёл переговоры с компанией Даймлер-Бенц об изготовлении для Красной Армии опытного образца самоходно-артиллерийской установки. Фирма разработала эскизный проект, но сделка не состоялась - советскую сторону не устроила цена. Впоследствии этот самый Гинзбург прославился созданием на самоходки Су-76, заслуженно прозванной в войсках Сукой. За создание такой самоходки его сняли с конструкторской работы и отправили на фронт, где он и погиб 3 августа 1943 года.

     Какое влияние оказал несостоявшийся советский заказ на появление самой массовой немецкой самоходки, теперь уже не установишь, но факт остаётся фактом: заказ на проектирование бронированных машин поддержки пехоты 15 июня 1936 года получила именно фирма «Даймлер-Бенц». По проекту машина должна была быть вооружена 75-мм пушкой, со свободой движения ствола в горизонтальной плоскости по крайней мере в 25°. Машина должна была быть полностью бронирована, тем самым защищая экипаж от прямого огня неприятеля, а полная высота транспортного средства не должна была превышать высоту типичного солдата. Для разработки новой самоходки «Даймлер-Бенц» решил использовать шасси нового среднего танка Pz.III. В качестве же основного вооружения решили использовать короткоствольное 75-мм орудие KwK 37 – такое же, как то, что стояло на Pz.IV первых модификаций. Орудие имело небольшой угол горизонтального обстрела по 12,5° в обе стороны. Угол склонения составлял 10 градусов, а угол возвышения – 20°.

     Первые пять прототипов с рубкой выполненной из обычной, не броневой стали, были произведены в 1937 г. на шасси Pz.Kpfw. III Ausf. B. Это была опытная нулевая серия. Они были вооружены короткоствольной 75-мм пушкой Штурмканоне 37 L/24 (со стволом в 24 калибра) с низкой начальной скоростью снаряда. Считается, что эти экспериментальные машины из-за недостаточной брони рубки использовались в учебных целях, возможно позже были отправлены на фронт. 

     После столкновения в России с танками Т-34 было решено переоборудовать StuG III длинноствольной версией этой пушки — L/48, для возможности борьбы с бронетехникой противника. Более поздние модели StuG III были оснащены пулемётом MG-34 калибром 7,92 мм, установленным перед командирским люком (так как другого способа установки пулемёта не имелось).

     Все машины из серии Штурмгешютц были дешевле в производстве, чем танки на тех же шасси. StuG III стоил 82,5 тысяч марок, в то время как  Pz.Kpfw. III  стоил более 103 тысяч марок (буксируемый вариант той же 75-мм пушки, используемой в Штуге, стоил 12 тыс. марок).

     Всего до конца войны было произведено свыше 10 500 экземпляров в разных модификациях.

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.