ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

StuH 42

     Оценивая завершившуюся кампанию по Франции командование сухопутными войсками высоко оценила действия самоходных артиллерийских установок. Тем не менее, в ряде случаев мощности осколочно-фугасного выстрела 75-мм короткоствольных орудий явно не хватало для борьбы со скоплениями живой силы противника и долговременными полевыми укреплениями. В связи с этим в начале 1941 года было озвучено требование об установке на шасси среднего танка легкую полевую гаубицу leFH 18/40 калибра 105 мм. Новая машина получила официальное обозначение 10,5cm SturmHaubitze 42 (Sd.Kfz.142), но нам она более известна просто как StuH 42.

     Проектированием и изготовлением 12 предсерийных образцов занималась фирма Alkett. В качестве базового варианта были выбраны уже готовые шасси от самоходных орудий StuG III Ausf. F. Соответственно, ходовая часть была аналогична танку Pz.Kpfw. III Ausf. G и, применительно на один борт, включала следующие компоненты: шесть обрезиненных опорных катков с торсионной подвеской, три поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо зубового зацепления, заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками. 

StuH 42 на базе StuG III Ausf. F

 

     Корпус самоходного орудия претерпел незначительные изменения – установка более крупного орудия потребовала доработать переднюю часть рубки. Кроме того, адаптированная под установка в САУ гаубица 10,5cm StuH 42 имела раздельное заряжание, что потребовало изменить схему боеукладки для 36 выстрелов (26 осколочно-фугасных и 10 кумулятивных). Орудие имело возможность наведения в пределах 20° по горизонту и в пределах от -6° до +20° по вертикали. В остальном корпус StuH 42 повторял конструкцию StuG III Ausf. F, сохраняя его компоновку и схему бронирования. Дополнительное вооружение состояло из одного 7,92-мм пулемета MG34 с боекомплектом 600 патронов. Экипаж самоходки состоял из 4 человек: командир, наводчик, заряжающий и механик-водитель.

      Работы по проектированию StuH 42 завершились уже к концу 1941 года, но из-за многочисленных проволочек и изменившейся обстановки на фронтах сборка первого прототипа задержалась до марта 1942 года. Дальнейшие поставки были весьма скромными. К октябрю 1942 года удалось собрать всего 5 машин на базе StuG III Ausf. F и 4 на базе более новых самоходок StuG III Ausf. F8. Тем не менее, выпуск постоянно нарастал и в течении 1943 года было выпущено уже 204 StuH 42. Наиболее крупные поставки имели место в 1944-м году, когда было собрано 903 самоходки, а в феврале 1945-го выпустили последние 95 машин. Последние серии отличались установкой орудия в маске типа "свиное рыло". Другая часть самоходок получила 105-мм гаубицы без дульного тормоза. 



StuH 42 на базе StuG III Ausf. G

 

     Первые серийные StuH 42 поступили в войска в марте 1943 года и к началу наступления на Курской Дуге их насчитывалось 68 единиц. Впоследствии 105-мм самоходки активно применялись на всех фронтах, а самыми значительными сражениями в их карьере стала битва в Венгрии и оборона Берлина. 

     В настоящее время сохранилось не менее трех StuH 42. По одному образцу находятся в экспозиции музеев в Кубинке и Зинсхайме.

 

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.