ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

 

VK 45.01 (P)

     26 мая 1941 года было выдано техническое задание  фирмам Henschel и Porsche на создание тяжёлого танка к лету 1942. На Круппа возлагалась обязанность обеспечить прототипы орудием с башнями. 

     Porsche взял за основу свою наработку: VK 30.01 (P) Leopard (не путать с VK 16.02). Новая машина должна была иметь вес 45 тонн и 88-мм орудие KwK L/56. Ходовая часть машины состояла из шести двойных катков на борт, расположенных попарно на трёх тележках, с обрезинкой внутри колеса, что в значительной степени способствовало большей износостойкости резинового бандажа. Впоследствии катки с подобными бандажами стали использовать на «Тиграх» и «Пантерах». Торсионы располагались в тележке, а не внутри корпуса как у подавляющего большинства танков того времени. Ведущее колесо располагалось сзади, в противовес традиционному у немецких танков переднему, благодаря чему танк становился более приземистым.

     В танке устанавливалось два двигателя воздушного охлаждения V10, которые работали на два генератора, а те, в свою очередь, питали два тяговых электромотора, приводящих в движение ведущие колёса.  Электрическая система требовала большого количества меди, которая была стратегическим металлом и в военное время являлась дефицитом.

      Стоит отметить, что Ф. Порше пользовался личным покровительством Ф. Тодта. И когда Тодт 3 февраля 1942 года разбился в авиакатастрофе, а его место занял Альберт Шпеер, машина доктора Порше в одно мгновение из «приоритетного танка прорыва» превратилась в «чрезмерно затратную и ненадёжную». Управление вооружений, при помощи Шпеера, постоянно доказывало Гитлеру о нецелесообразности создания танка Порше, так как революционное для того времени решение использовать электрогенераторы в качестве трансмиссии требовало очень много меди, а также было ненадёжно при эксплуатации танка. 

     19 апреля 1942 на станцию возле Растенбурга, в Восточной Пруссии, для испытаний прибыли прототипы Henschel и Porsche. Оттуда они двинулись на ставку Гитлера «Вольфшанце», постоянно ломаясь на своём 11-километровом пути.

     20 апреля 1942, в день рождения фюрера, для него организовали смотрины новых танков. К 11 часам подошёл фюрер. Гитлер провёл около 20 минут возле прототипа своего любимца д-ра Порше. На творение инженеров Хеншеля фюрер кинул лишь беглый взгляд. К тому же танк Henschel имел башню позаимствованную у Porsche из-за нехватки времени. Когда началась демонстрация ходовых качеств танков, то оказалось, что машина Porsche явно уступает прототипу Henschel в манёвренности. Симпатии наблюдавших склонялись не в пользу VK 45.01 (P).

     Основные испытания запланировали на июль 1942 в танковой школе в Berka, в Германии. Эти испытания окончательно отдали пальму первенства машине VK 45.01 (H). VK 45.01 (P) оказался маломанёвренным, проваливался на мягком грунте и требовал помощи эвакуационных машин, чтобы выбраться, система управления постоянно ломалась и нуждалась в длительной доводке, к тому же танк Porsche был длиннее танка Henschel. 

     Так или иначе, но перспективная для своего времени машина под индексом VK 45.01 (P) в серию не пошла, было изготовлено всего пять машин, однако 90 шасси под танки «Тигр» (P) были заказаны ещё до официальных сравнительных испытаний прототипов, что, в свою очередь, не исключает и версию о том, что Ф. Порше был уверен в победе своего детища и заранее подготовился к его серийному выпуску. Впоследствии все шасси были использованы для производства ПТ-САУ "Ferdinand".

 

 

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.