ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

VK 16.02 «Leopard»

     В середине 1941 года компания MAN начала работу над проектом VK 16.02, получив контракт на поставку пяти предсерийных экземпляров. К концу ноября 1941 MAN выполнила чертежи для постройки деревянного макета VK 16.02(М), разработав корпус с рациональным наклоном бронелистов по типу проектируемого той же фирмой тяжелого танка ПАНТЕРА. Он имел даже более прочную, чем у Пантеры, броню: 

 - 80 мм верхний лобовой лист под углом 55 град.,
 - 80 мм нижний лобовой лист под углом 55 град.,
 - 60 мм верхний бортовой лист под углом 40 град.,
 - 60 мм нижний бортовой лист под углом 0 град.,
 - 50 мм задний лист под углом 30 град.,
 - 20 мм крыша и днище.

     Параллельно проектами среднего танка VK 30.02 и разведывательного VK 16.02 занималась и компания Daimler Benz. Их проекты имели компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения, как это было принято на советских танках, и со смещенной вперед башней. Однако, 14 мая 1942 года конкурс на средний 30-тонный танк VK 30.02 выиграла компания MAN, и Даймлеровская Пантера была заброшена. Также Daimler прекратил и работы над разведывательным танком, оставив за собой только обязательство по проектированию башни с пушкой 5 cm Kw.K L/60 . 

     Чтобы разгрузить инженеров фирмы MAN, которые торопились сдать Пантеру, и в то же время не откладывать проект VK 16.02, которому уделялось важное значение, Wa Prüf 6 в январе 1942 года передал все чертежи этого танка компании MIAG. Всего проектировалось два варианта разведывательного танка: "легкая", массой порядка 18 тонн и "тяжелая", массой 26 тонн. 

 

VK 16.02 MAN на испытаниях

 

     Когда 4 июня 1942 года наработки по танку "Leopard" были продемонстрированы Гитлеру, он отдал предпочтение тяжелобронированной 26-тонной версии, несмотря на то, что она имела больше ограничений по мостовой проходимости. На его взгляд, дальнейшее неминуемое усиление вражеской противотанковой артиллерии требует от всех танков, выпускаемых с 1943 года, усиленной бронезащиты. Его решение было окончательным. 

     Представляя в начале сентября 1942 года свои пожелания по Panzerprogramm , Гитлер установил намеченный выпуск танков Леопард в объеме 150 единиц в месяц. Легкобронированную версию Леопарда из Программы убрали совсем. В сентябре 1942 года Управление Вооружений постановило выпустить первый серийный VК 16.02 в апреле 1943 года, еще 3 в мае, 5 в июне, 7 в июле, 11 в августе, 18 в сентябре, и выйти на темпы 20 танков в месяц с октября 1943 года. 

     Во время встречи с Гитлером 13 октября 1942 года рейхсминистр Шпеер проинформировал его, что войска единодушно выступают за облегченную, более скоростную, версию Леопарда. 18-тонный вариант разведывательно-боевого танка рассматривался как более предпочтительный. Гитлер заметил, что броня разведывательного танка должна определяться с учетом различных взглядов и основываться на местности – открытой, либо такой, где обороняющиеся находятся в укрытиях. Шпеер предложил, что для разведывательных целей вместо Леопарда может использоваться Пантера. (К тому времени лобовая броня Пантеры возросла до 80 мм лобовой плиты корпуса и 100 мм – башни, а вооружение до длинноствольной 75 мм пушки) Он отметил, что характеристики Пантеры и тяжелой версии Леопарда настолько близки, что, учитывая заметную разницу в вооружении (50 мм орудие Леопарда против длинноствольной 75 мм у Пантеры), смысла в последнем нет. 50 мм пушка слишком слаба для такой тяжелой машины. Гитлер согласился, что следует начать выпуск более легкой версии Леопарда, раз Пантеры смогут выполнять функции разведки в некоторых танковых частях. 

     В окончательном виде Леопард должен был получить 660 мм траки от Пантеры (вместо 650 изначально планировавшихся), дававшие ему отличную проходимость при удельной нагрузке на грунт в 0,71 кг/см2. Он должен был нести достаточно топлива для того, чтобы проделать на одной заправке 500 км по шоссе, либо 300 – по бездорожью. Он был спроектирован для преодоления склона в 30 градусов, преодолевать барьер высотой 0,85 м, пересекать ров шириной 2,4 м, и проходить вброд реку глубиной до 5 м. 5 опорных катков диаметром 960 мм должны были располагаться в шахматном порядке, чтобы сократить длину опорной поверхности до 2,4 м. Имея расстояние между центрами гусеничной ленты в 2420 мм, танк должен был достигнуть идеального соотношения длины и ширины 1:1. 

     Броня танка имела рациональные углы наклона, что защищало от многих видов союзных противотанковых и танковых орудий того периода войны. Верхняя лобовая бронеплита толщиной 50 мм была наклонена под 50 град, нижняя, такой же толщины, под углом 52 град. Верхняя бортовая плита толщиной 30 мм имела наклон 43 град, такой же толщины нижняя бортовая плита – стояла вертикально, а кормовая – имела 30 мм и стояла под углом 33 град. Крыша корпуса имела толщину 16 мм, а днище – от 16 до 25 мм. 

     В башне должно было быть установлено основное орудие – 5 cm Kw.K.39/1 L/60 и спаренный пулемет 7.92 mm MG-42. Боезапас – 50 снарядов и 2400 патронов. Будучи в общих чертах сходной с башней ПУМЫ (Sd.Kfz. 234/2), башня Леопарда была больше по размерам, имела более прочную броню и большие углы наклона бронеплит. Башня имела лобовую броню 50 мм под углом 20 град, 30 мм броню по бокам и сзади под углом 30 град, 16 мм крышу. На танк планировалось поставить рацию Fu 2 либо Fu 5, а в командирскую версию – Fu 8. Экипаж из четырех человек (командир, механик-водитель, заряжающий/радист, наводчик) мог общаться между собой по ТПУ.
 Первый экземпляр Леопарда так и не успели выпустить, поскольку 3 января 1943 года Гитлер решил исключить Леопард из Panzerprogramm, поскольку его броня и вооружение, хоть и был разведывательный танк, не отвечали требованиям 1943 года.

     И наконец, роль разведки боем взяли на себя танки Пантера и Pz.Kpfw. IV. А башня Леопарда послужила основой для создания башни бронемашины Sd.Kfz. 234/2 Puma. Rheinmetall также планировал использовать шасси Leopard как основу для 10,5 см leFH самоходной гаубицы, имевшей обозначение Waffentrager Leopard, но был изготовлен только деревянный макет.

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.