ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

VK 30.01 (P)

     Спустя два дня после начала Второй Мировой войны – вечером 3 сентября 1939 года, в Берлине было проведено заседание танковой комиссии, председателем которой был доктор Порше. Комиссия обсуждала дальнейшие пути развития немецкого танкостроения и, в честности, обсуждала возможность постройки тяжелых танков. К тому времени у доктора Ф.Порше уже имелась информация, что фирма Henschel от Wa Pruef 6 получила заказ на разработку 20-тонного танка, а с октября аналогичные работы, но уже по 30-тонной машине, начинала фирма Daimler-Benz. Оба конструкторских коллектива вели работы без какого-либо согласования с танковой комиссией, что не очень устраивало Порше. Логичным выходом казалась разработка танка собственной конструкции, что и было сделано спустя несколько недель. 

     Первое упоминание о "танке Порше" относится к 27 сентября 1939 года, когда на имя начальника Wa Pruef 6 пришло письмо от самого конструктора. Хотя это были всего лишь расчеты работа над танком продвигалась довольно быстро. В ноябре-декабре 1939 года Порше детально прорабатывал идею создания боевой машины массой 25-30 тонн. Основным её вооружением должна была стать 75-мм пушка KwK L/24, но желательным было оснащение танка 105-мм орудием. Из предложенных вариантов артиллерийских систем в конечном итоге, в начале 1941 года, был выбран самый оптимальный – 88-мм танковая пушка с длиной ствола 56 калибров и баллистикой зенитного орудия. Башня разрабатывалась фирмой Krupp по заданию Порше при тесном сотрудничестве инженеров обоих фирм. 
 
     О плодотворности работ специалистов фирмы Porsche говорит тот факт, что в течении декабря ими было проработано шесть различных проектов совершено новых танков и ещё пять проектов их модернизации. Примечательно, что проектирование велось вне ведения Wa Pruef 6 на основе требований танкистов-фронтовиков. Это позволило Порше действовать с "развязанными руками” и проявить максимум инициативы. По его мнению для тяжелого танка наиболее рациональным было бы использование дизельного двигателя и электрической трансмиссии, поскольку с трансмиссией механического типа уже на средних танках возникало немало проблем. Немцев это касалось в меньшей степени, а вот советские танки Т-34 и КВ эта "болезнь" преследовал их практически весь период эксплуатации. Проведя ряд экспериментов, Порше пришел к выводу, что оптимальная схема электрической передачи будет следующей: мощность от двигателя передаётся на генератор, а приводами ведущих колёс должны стать электромоторы. Кроме того, не отрицалась возможность использования трансмиссии гидравлического типа.

     Концептуальный эскиз будущего танка Typ 100 был подготовлен к 5 декабря 1939 года обер-инженер Карл Рабе, а 9 декабря инженер Ремпшписс представил чертежи общего вида. Согласно этим чертежам длина танка составляла 8 метров, ширина – 3 метра, высота – 2,25 метра, длина контактной поверхности гусениц – 4,5 метра. Благодаря огромному влиянию и отличной технической подготовке доктора Порше на заседании в Wa Pruef 6, проведенном зимой 1940 года, ему удалось добиться полной свободы действий в отношении дальнейшей разработки Typ 100. Надо отметить, что доклад Порше был проработан весьма детально: комиссия получила исчерпывающие сведения о схеме бронирования, боевой массе, экипаже и особенностях ходовой части танка. Поэтому неудивительно, что финансирование проекта взяло на себя Wa Pruef 6. В свою очередь фирме Porsche предстояло предоставить полный пакет технической документации и при необходимости привлечь к работам по тяжелому танку субподрядчиков. К концу марта были заключены контракты со следующими фирмами: Krupp (броня), Steyr (двигатели воздушного охлаждения), Siemens-Schukkert (электрооборудование), Skoda (элементы ходовой части) и Niebelungennwerke (окончательная сборка прототипа). 

     Собственно переговоры с этими фирмами, направленными на "прощупывание почвы", велись с февраля. Так например, фирма Krupp получила запрос о возможности изготовления трех бронекорпусов и башен с 88-мм орудием для танка VK 30.01(P). Эскизы башни, с диаметром погона 1900 мм, и корпуса были готовы к 5 марта 1941 года, а 22 апреля было завершено базовое проектирование. Согласно сохранившимся данным геометрические размеры танка VK30.01(P) были следующими:

 - длина корпуса – 6300 мм; 
 - ширина корпуса – 1960 мм; 
 - высота корпуса – 1320 мм;
 - обща длина с пушкой – 9360 мм;
 - ширина с гусеницами – 3150 мм;
 - высота по линии стрельбы орудия – 2200 мм;
 - высота с башней – 2870 мм;
 - клиренс – 480 мм.

     Новый танк доктора Порше выделялся несколькими нестандартными даже на сегодняшний день техническими решениями. Корпуса танка, при всей своей простоте и практически полном отсутствии выступающих элементов, обладал на редкость сильным бронированием: 

 - верхние вертикальные лобовые бронелисты – 100 мм;
 - нижний вертикальный, верхний бортовой и кормовой бронелисты – 80 мм;
 - верхний горизонтальный и нижний вертикальный бронелисты – 60 мм;
 - задний нижний бронелист – 40 мм; 
 - днище корпуса – 20 мм;
 - крыша корпуса – 25 мм;

     В передней части корпуса, помимо элементов трансмиссии, располагались органы управления, а также места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа). Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, на крыше которого планировали установить трехместную башню с 88-мм орудием и 7,92-мм пулетом.

      В качестве главной силовой установки использовалось два 10-цилиндровых двигателя V-10 воздушного охлаждения размещавшиеся в кормовой части корпуса. Каждый двигатель развивал максимальную мощность 210 л.с. при 2500 об\мин. и работал на отдельный генератор, который передавал мощность на два электромотора в передней части корпуса, а оттуда, посредством планетарных передач, на ведущие колеса. Дополнительно электромоторы снабжались фрикционными передачами. Управлялся танк через электрическую систему. 

     В состав ходовой части, применительно на каждый борт, включалось по 6 сдвоенных опорных катков диаметром 700 мм оснащенных резиновыми бандажами. Катка блокировались попарно в тележки, которые подвешивались на продольных торсионах. В целях экономии места сами торсионы размещались не поперек, а вдоль корпуса за его пределами. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась четырьмя обрезиненными роликами. Ведущие колеса находились спереди, направляющие – сзади. Гусеница была крупнозвенчатой, модели Kgs 63/500/150, имевшей ширину трака 500 мм и шагом 160 мм. 

     Особо остро стоял вопрос вооружения танка. Проведенные 26 мая 1941 года опытные стрельбы показали, что большей бронепробиваемостью обладают 100-мм орудия, которые на дистанции до 1000 метров могли эффективно поражать броню толщиной до 140 мм. В то же время, более легкие 88-мм артсистемы на той же дистанции пробивали броню толщиной 87 мм установленную под наклоном 30°. В обоих случаях результаты были признаны более чем удовлетворительными, но для установки на VK 30.01 (P) была выбрана 88-мм пушка 8,8cm KwK L/56, в номенклатуру боеприпасов которой входили как бронебойные, так и осколочно-фугасные боеприпасы. Данное решение было принято на совещании 2 апреля 1941 г. И в скором времени фирма Krupp приступила к постройке деревянного макета башни. Тем не менее, к 10 апреля был всё же подготовлен вариант со 105-мм орудием, а вариант с 88-мм орудием был готов в виде чертежей лишь 18 апреля. Утверждение этого проекта состоялось 24 апреля. В тот же день фирма Krupp отправила в адрес Nibelungenwerke письмо, в котором фиксировалась задача по изготовлению шести башен и трех бронекорпусов по полученным чертежам. Тут же оговаривались цены. За изготовление и проектирование башен фирма Krupp запросила 110.000 марок, корпус увеличенной высоты (Hochgezogene Wanne) оценивался в 75.000 марок, деревянный макет башни 5.000 марок. Поставку корпусов предполагалось осуществить к ноябрю 1941 г. 
 
     История с макетом башни появилась не просто так. На совещании 2 мая в Штутгарт-Цуффунхаузене, где присутствовали Порше, Рабе, Реймшписс, а также другие специалисты от фирмы Porsche и Герлейн от фирмы Krupp, проект башни был подвергнут доработке. В докладной записке, составленной Герлейном, указывались следующие моменты:

- изменить подбашенное кольцо;
- вентиляцию башни следует проводить с использованием воздуха поступающего для охлаждения двигателя, либо использовать для вентилирования сами двигатели;
- для эвакуации механика-водителя и радиста предстояло изменить расположение башни, чтобы она не перекрывала верхние люки;
- необходимо усилить конструкцию крыши корпуса в районе башни, поскольку устройство для выброса стреляных гильз (расположенное на полу боевого отделения) не позволяло опереть её на днище корпуса;
 - электрооборудование башни выполнялось по типу танка Pz.Kpfw. IV с добавлением переговорных и сигнальных устройств, а также 12-вольтного освещения.

     Хотя представители обоих фирм договорились о своевременной передаче чертежей Krupp выполнить это условие не смогла.

     Контракт на поставку трех бронекорпусов для танка Krupp подписала 6 мая 1941года. Однако при этом было поставлено условие, что заказ будет выполнен не позднее чем через 7 месяцев. Таким образом, первый корпус мог быть поставлен не ранее ноября 1941 года, второй – в декабре, третий – в январе 1942 года. Кроме того, заказы на отдельные комплектующие пришлось разместить на фирме Nibelungenwerke. 
 
     Уже 19 мая доктор Порше проявил озабоченность по этому вопросу, из-за чего дальнейшие работы над VK 30.01 (P) пришлось приостановить. Первую башню планировалось поставить на сборку в ноябре 1941 года, а остальные – в январе 1942 года. Единственным элементом, который удалось поставить в срок, был макет башни, который изготовили к 20 мая и отправили поездом в Сент-Валентин 24 мая. 

     Видя, что сборка сильно тормозится, доктор Порше обратился фирме Eisenwerke Oberdonau с просьбой об изготовлении корпусом из обычной конструкционной стали, чтобы как можно скорее приступить к испытаниям ходовой части и трансмиссии. Сборка таких корпусов (Probewanne) началась в мае, а сварка завершена в июне.

      К 7 июля был фирмой Steyr изготовлен первый двигатель V-10. Его перевезли в Штутгарт, где с 14 июня начались стендовые испытания. Второй мотор доставили 30 июля, после чего оба мотора отправили на завод Nibelungenwerke. 

     Завершить сборку прототипа VK 30.01 (P) из конструкционной стали удалось только в октябре 1941 года, а испытания танка проводились до мая 1942 г. К сожалению, по причине многочисленных задержек, дальнейшие работы по этой машине были прекращены. На смену ей пришёл танк VK 45.01 (P) – прототип будущего "Tiger" Porsche. Тем не менее, испытания VK 30.01 (P) были обнадеживающими. Прежде всего, мнение доктора Порше относительно рациональности использования электрической трансмиссии на тяжелых танках полностью подтвердилось, хотя сама система работала пока не очень надежно. Проектное бронирование корпуса было расценено как удовлетворительное, однако после встреч на Восточном фронте с советскими КВ было принято решение усилить броню в лобовой и бортовой проекциях. Ходовая часть также проявила себя с хорошей стороны. Вместе с тем, не удалось провести огневые испытания, поскольку прототип оснащался лишь весовым макетом башни без вооружения. 

     Здесь необходимо отметить, что за время проектирования, сборки и испытаний названия танка неоднократно изменялись в следующей хронологической последовательности:

Typ 100 – начальная стадия проектирования и период до 5 марта 1941 г.
VK 30.01 (P) – с 6 марта 1941 г.
Pz.Kpfw. VI fon Porsche – с 13 марта 1941 г.
Pz.Kpfw. VI (Porsche) – с 24 апреля 1941 г.
Pz.Kpfw. Typ 100 – с 19 мая 1941 г.
Gerat 45.01 P – с 1 июля 1941 г.
Pz.Kpfw. "Leopard" – с 1942 г. 

     Итог истории тяжелого танка VK 30.01 (P) был таков – изготовить удалось всего один прототип из неброневой стали, а также деревянный макет башни и деревянный макет шасси. После завершения испытаний опытный образец был разобран на металл.

 

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.