ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

VK 30.02 (DB)

     Осенью 1941 года, после того как немецкие войска столкнулись с советскими танками, командование вермахта поручило фирмам "MAN" и  "Daimler-Benz" создать мощный танк, который по многим характеристикам должен быть похож на советский Т-34.

     Нельзя сказать, что проектирование нового танка шло быстрыми темпами – конструкторы были больше загружены модернизацией существующих конструкций и работами по танкам тяжелого типа. И всё же, в феврале 1942 года представители Daimler-Benz предъявили рабочую версию проекта. Корпус танка был во многом аналогичен Т-34 – обладая практически равной длиной он был немного выше и имел развитые надгусеничные ниши. Верхняя часть корпуса должна была собираться из броневых листов установленных под рациональными углами наклона. В то же время, бронелисты нижней части бортов и кормы устанавливались вертикально.

     Компоновка танка была классической. В передней части корпуса располагалось отделение управления, где с левой стороны находилось место механика-водителя, а справой – радиста. Боевое отделение размещалось в средней части корпуса и занимало примерно 30% его длины. На его крыше устанавливалась трехместная башня, форма которой напоминала симбиоз наработок по немецким и советским танкам. Башня имела форму усеченной пирамиды с выгнутыми наружу бортами и плоскими бронеплитами в носовой и кормовой части. Несмотря на довольно скромные габариты внутри предусматривались места для трех человек: командира, наводчика и заряжающего. На крыше башни с левой стороны, ближе к кормовой нише, располагалась невысокая командирская башенка. В бортах, как в корпусе, так и в башне, были предусмотрены круглые эвакуационные люки. Основное вооружение состояло из длинноствольной 75-мм пушки KwK 42 с длиной ствола 71 калибр и однокамерным дульным тормозом, причем маска орудия получила оригинальную форму. Дополнительное вооружении включало два 7,92-мм пулемета MG-34, один из которых был спарен с пушкой.

     Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в задней части корпуса, что было весьма необычно для немецкого танкостроения. На танке предполагалась установка дизельного двигателя МВ507, выхлопные клапаны которого выводились на борт.

     Ходовая часть прототипа танка от Daimler-Benz, применительно на один борт, состояла из четырех сдвоенных обрезиненных катков большого диаметра на рессорной подвеске и трех поддерживающих катков. Направляющие колеса располагались спереди, ведущие колеса зубового зацепления находились сзади. Также была применена гусеница нового типа с боле широкими траками.

     Представленный проект VK 30.02 (DB) получил одобрение от самого А.Гитлера, который находился под явным впечатлением от успехов Т-34 в зимних боях 1941-1942 гг., и в скором времени был согласован заказ на постройку 200 танков. Однако, представители от Управления Вооружений выразили своё несогласие с мнением фюрера. Несмотря на то, что оба проекта ещё не дошли до стадии прототипов, большее предпочтение отдавалось разработке MAN. По мнению военных специалистов, даже с учетом превышения лимита по массе, проект VK 30.02 (MAN) обладал лучшими резервами для дальнейшей модернизации, в то время как проект Daimler-Benz виделся им как "копирка" с Т-34.

     Тем не менее, концерн Daimler-Benz пока ещё обгонял конкурентов. Начатая в тот же период постройка первого прототипа продвигалась достаточно быстро. Однако, ранней весной 1942 года была учреждена специальная комиссия для определения наиболее оптимального проекта, а 13-го мая было вынесено постановление, согласно которому предпочтение отдавалось прототипу фирмы MAN. В качестве одной причин отказа было названо сходство VK 30.02 (DB) с его советским аналогом. К тому моменту был практически готов корпус и отдельные элементы ходовой части. Пытаясь доказать, что выбор был сделан не совсем правильно, специалисты фирмы Daimler-Benz в кратчайшие сроки провели доработку опытного образца.  Танк получил новую ходовую часть с восемью опорными катками расположенными в шахматном порядке, торсионную подвеску, бензиновый двигатель Maybach HL 210 P45, а так же был произведен ряд других, более мелких изменений. По предварительным данным, получив удельную мощность порядка 19,1 л.с. на тонну, максимальная скорость танка могла составить 56 км\ч при дальности хода 195 км. 

     И всё же, окончательный выбор был сделан в пользу будущей "Пантеры". Недостроенный прототип VK 30.02 (DB) до конца войны оставался на одном из предприятий Daimler-Benz практически до самого конца войны. По данным, которые ещё нуждаются в уточнении, корпус танка был разделан на металл в 1945 году.

    Первоначальный вариант VK 30.02 (DB)

 

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.