ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОНЕТЕХНИКИ

VK 30.02 (M)

 

     25 ноября 1941 г. задание на проектирование нового среднего танка получили фирмы MAN и Daimler-Benz. Проектные работы здесь прошли достаточно быстро и уже в феврале 1942 г. началось изготовление прототипов. Новые танки получили индексы VK 30.02 (DB) и VK 30.02 (M) и имели значительные внешние отличия. Проект фирмы Daimler-Benz очень напоминал Т-34.

     В танке VK 30.02 (M) комиссия нашла следующие преимущества: 

- эффективную подвеску на торсионных валах с «шахматным» расположением опорных катков (схема Книпкампа); 
- бензиновый двигатель, питающийся более дешевым топливом (дизельного топлива в Германии не хватало даже для кригсмарине); 
- меньший вылет орудийного ствола вперед, улучшавший маневренность танка на сильно пересеченной местности и в населенных пунктах;

- больший комфорт для членов экипажа; 
- монолитность бортов танка, не нарушаемая эвакуационными люками; 
- большой резерв массы танка, позволяющий усилить его бронирование и вооружение. 

     Пытаясь «подтянуть» свой танк по ряду параметров инженеры фирмы «Даймлер-Бенц» скорректировали проект, введя подвеску на торсионных валах с шахматным расположением опорных катков, предусмотрев также установку бензинового двигателя фирмы «Майбах» и вообще провели большое количество мероприятий по унификации узлов двух танков. Но для доводки машины требовалось довольно много времени, а его не было. 13 мая 1942 г. было принято окончательное решение об ориентации на VK 30.02 (M). 

     Работами по доводке танка на фирме МАN руководил П. Вибике, известный по своим работам над ходовой частью и трансмиссией танков Pz.Kpfw. II и «Luchs». Два прототипа  VI и V2 были собраны летом 1942 г. и отправлены для тестирования на полигон возле г. Айзенах в Тюрингии. В ходе испытаний выявилось множество недоработок в системе трансмиссии и механизмах управления. Несмотря на то, что прототипы отличались конструкцией механизма управления, ни один из них не удовлетворил требованиям надежности. Но доработки требовались небольшие и фирме было дано «добро» на изготовление пробной серии в 20 машин для проведения войсковых испытаний. Тогда же - осенью 1942 г. недостроенный прототип VK 30.02 (DB) отправился в район склада броневых листов фирмы Даймлер-Бенц (попросту — на свалку). 

     Серийное производство танков Pz.Kpfw. V должно было быть развернуто на заводах фирм «МАН», «Даймлер-Бенц», «ЭмЭнАш» (MNH) и «Хеншель и сыновья» (Henscel und Sohn), но до постройки на последней специального сборочного цеха, фирма выдавала только некоторые узлы ходовой части.

Vestibulum nec ultrices diam, a feugiat lectus. Pellentesque eu sodales enim, nec consequat velit. Proin ullamcorper nibh nec malesuada iaculis. Donec pulvinar ipsum ac tellus ornare, quis vulputate lectus volutpat.